- (005) Рождество Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(005) Рождество Пресвятой Богородицы

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Святая Дева Мария -
это единственная честь и достоинство
испорченного человеческого рода
пред очами Божиими

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сёстры!

День Рождества Пресвятой Богородицы - это начало нашего спасения. Кем был род человеческий до пришествия в мир Христа Спасителя? В чём он находился? Во зле, во тьме и сени смертной. Дьявол спокойно наслаждался своим господством, и его власть в сердцах людей была такой сильной, что казалось, будто он навсегда утвердил на землесвоё владычество, которого так безуспешно домогался на небе. Всюду были идольские капища, людей приносили в жертву, души человеческие после смерти шли в ад, в мире царило почитание дьявола, а земля превратилась в царство демонов. Только в Иерусалиме был единственный храм, посвящённый Богу. Но и там, как сказано в Писании, народ стал устраивать дубравы и предаваться Астарте и Ваалу. Дошло до того, что стали обожествлять людей - римских императоров. И даже звёзды и прочие небесные планеты почитались как боги. Им давали названия - Юпитер, Сатурн, Марс, Венера, Меркурий. И думается, что эти небесные творения сами стыдились такого к себе незаслуженного почитания и порицали безумство тех, кто воздавал им поклонение, подобающее только Творцу.

Но вот исполнилась полнота времён, и в мир пришла Та, Которая позднее скажет о Себе, что "отныне будут ублажать Её все роды".

Как утренняя звёздочка возвещает, что вот-вот будет восход солнца, так и рождение Царицы Небесной предшествовало приходу вечного Солнца - Иисусу Христу - небесному Теплу, Божественному Свету и вечной жизни. Святые Отцы говорят о Ней: "Ты Плод долгих родительских молитв. Ты родилась от бесплодных родителей и воссияла во чреве Своей матери как жемчужина в раковине".

Кстати, в Священном Писании о Её Рождестве несказано ничего. Да и что особенного можно сказать о рождении ребёнка? Всё обыденно, как и умиллионов других людей. Но так ли это? Вспомним евангельские слова: "Женщина, когда рожает терпит скорбь. Но когда родит, то уже не помнит скорби от радости, потому что новый человек пришёл в мир".

Рождение нового человеческого существа - это чудо из чудес. Его никогда не было, и вдруг он является, и это начало жизни, у которой уже нет и не будет конца.

И человек, постепенно взрослея, видит вокруг себя огромный, безграничный мир, которому нет приделов. И в этом огромном мире, где так много злобы, зависти, болезней и скорбей, человек порою чувствует себя ничтожно маленьким и незащищённым, и перед слепыми силами природы, и перед сильными мира сего.

Но если он посмотрит в свою душу, то там обнаружит такой простор, такие глубины, что весь мир перед ним становиться маленьким и не может наполнить её. Душа человеческая так велика, что её не могут заполнить ни знания, ни радость, ни скорби, ни даже сама вселенная. Человек видит космос - небо, звёзды, бесконечные миры, миллионы галактик, и всё это он вмещает в себя. Только Бога он не может вместить, потому что Бог бесконечен.

Но вот здесь-то и открывается великая тайна Божественного замысла. Оказывается, что и среди нас, среди людей, нашёлся человек - Пресвятая Дева Мария, Которая могла вместить в Себя даже Бога. Она так уверовала в Него, так предалась Его святой воле Свои чистым разумом и чистым сердцем, что Ей, и только Ей одной во всём мире, дано было счастье, чтобы Слово стало в Ней плотью и чтобы Бог стал в Ней Человеком.

И этим Священное Писание говорит, что не только человеческая душа, но даже и само человеческое тело может соединиться с Самим Живым Богом.

Недаром апостол Пётр пишет, что мы призваны стать участниками Божественной природы. А другой апостол, Павел, говорит, что наши тела призваны быть храмами Духа Святого.

Вот почему Святые Отцы говорят, что Дева Мария - это лестница, которой Господь сошёл на землю. И ещё говорят,что это мост между небом и землёй. И ещё говорят,что это дверь Воплощения, ибо через Неё Он стал одним из нас.

Вот, оказывается, как велик человек и как Господь его любит, раз он смог соединится с Самим Богом, через самую смиренную, самую невинную и самую святую Деву Марию, Которая ещё в трёхлетнем возрасте, приведённая родителями в Иерусалимский храм, получила там воспитание. Там научилась Она читать и писать, изучила Священное Писание и стала прекрасной рукодельницей - вышивала облачения для духовенства и завесы для храма.

Приятная видом и лицом, высокообразованная, Она по происхождению от отца была из царского рода, а по матери - из рода первосвященнического. И, конечно же, Она могла бы возгордиться перед другими, имея такое положение. Но Она осталась смиреннейшей из всех людей на земле. Можно сказать, что из миллионов девиц всех стран, всех времён и всех народов Она была самая смиренная. И вот именно за эту, любезную Богом добродетель Она была избрана Им стать Матерью воплотившегося Слова Божия.

Вот почему, хотя и в писании и несказано об этом дне, мы радостно празднуем его. Потому что в этот день родилась Та, Которая сумела постоять за всех нас, за весь род человеческий. Поэтому в тропаре на это день и поётся: "Рождество Твоё, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней".

И по этой молитве мы можем проверить наше духовное состояние. Мы многому радуемся в этом мире - и приезду родственников, и деньгам, и удачной покупке. Но радуется ли наша душа тогда, когда Церковь возвещает нам эту радость, которая, вы слышите, возвещается всей вселенней.

А то ведь часто, к сожалению бывает, что радости земные временные, которые сегодня есть, а завтра прошли, как пар, так уж радуют нашу души и сердце, что для настоящей духовной радости там и места нет. А ведь это как раз и есть указание на то, в каком состоянии находится душа человеческая. Если она радуется вместе с Церковью, то такая душа блаженна. А если нет,  она остаётся холодной и невосприимчивой, то человеку нужно подумать и позаботиться о том, чтобы такое печальное состояние его души исправить через молитву, через исповедь, через Святое Причащение.

Поэтому сегодня, совершая служение в день Её Причистого Рождества, поросим Царицу Небесную, чтобы Она приняла во внимание нашу любовь к Ней, чтобы учла наше посещение храма, наш труд, и даже наши недостатки и научила нас, нет, не уподобиться Ей, - мы неможем об этом и думать, не то что надеяться, - но любить Её и поклоняться Ей, ибо мы одного с Ней рода - рода человеческого, от которого родился Бог и даровал нам бесчисленные и не заслуженные нами дары.

Вот за это слава Её смирению, слава Её вере, слава её любви и, слава Богу, "воплотившемуся от Духа Свята и Марии Девы".

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку