- (018) Андрей Первозванный
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(018) Андрей Первозванный

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Святой апостол Андрей Первозванный

13 декабря Церковь празднует память одного из двенадцати учеников Христовых — святого апостола Андрея Первозванного. Он самый первый последовал за Христом, а затем привёл к Нему и своего родного брата Петра.

Скромный рыбак с берегов Тивериадского озера, Андрей первым услышал призыв Спасителя: «Идите за Мною. Я сделаю вас ловцами человеков». И он пошёл за Ним, оставив рыбацкие сети, за что Церковь называет его « Первозванным ».

Наша Родина обязана ему тем, что он дал нам радость познания евангельской истины.

После Вознесения Господня святой Андрей вместе с другими учениками пошёл на проповедь Слова Божия. Ему в удел были определены побережье Чёрного моря, Осетия, Крым и Скифия. Из страны в страну, из города в город безбоязненно ходил святой проповедник. В Синопе он терпеливо перенёс мучения за проповедь о Христе. Истерзанного и едва живого выгнали его из города. Но не напрасно пролил кровь свою апостол: многие жители, видевшие его мужество, уверовали во Христа.

Зато в Закавказье святой Андрей проповедовал спокойно, не подвергаясь никаким страданиям. Древнегрузинские книги сообщают, что во Мцхете, близ Тбилиси, во II веке н.э. уже существовала большая община христиан. Конечно же, она была создана не без влияния апостола Андрея.

После посещения Армении апостол Андрей ушёл во Фракию, где на самом берегу моря был расположен Византий, ставший впоследствии столицей великой империи — Константинополем. Здесь, проповедуя Слово Божие, апостол научил людей вере Христовой и поставил для новой Церкви священников, а затем посетил Крым. Разнородным было тогда крымское население. Греческие колонии изобиловали рабами. В крепостях размещались римские легионы, а в городах и торговых посёлках встречались евреи. С Божией помощью апостол начал здесь свою проповедь. И не без успеха. Доказательством тому — общеизвестный факт — в начале II века святой Климент застал здесь несколько тысяч христиан, число по тому времени немалое.

Однако последуем за святым апостолом. Пройдя Северное Причерноморье, Андрей по Днепру поднялся до места, где теперь стоит город Киев. Об этом событии русская летопись являет нам прекрасный рассказ, который невозможно читать без волнения. Всякого русского человека при чтении этого повествования не может не захватить величественный летописный эпос о незабываемом утре, когда апостол взошёл на вершину киевских гор и сказал окружавшим его ученикам: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и будет город великий, и Бог воздвигнет много церквей». Не изгладятся из памяти русского человека и последующие слова: «И возшед на горы сия, благослови их, и поставив крест, и помолившись Богу, сошли вниз, и пошли дальше, в земли словенские». Здесь нужно сказать, что найденные в Киеве древние монеты первых веков вместе с тысячами добытых археологами ранее христианских находок доказывают, что апостол Андрей действительно был в этих местах. Уже во II веке, вспоминая путешествие Андрея на Русь, отцы Церкви писали: «Холода Скифии пылают жаром веры».

Существуют сведения и о том, что Андрей Первозванный доходил до северных пределов России, где ныне стоит Новгород.

Вот как об этом повествуется в Ипатьевской летописи: «Пройдя к слове-нам, где ныне Новгород, и увидев живущих там людей, каков их обычай и как моются в банях, удивился им, что жгут себя докрасна и обливаются квасом кожевенным, и прутьями бьют себя сами, что еле живые. И тако никем не мучимые, сами себя мучат».

Многочисленные народные предания и отдельные записи в летописях северо-западных городов указывают нам конечный пункт миссионерского пути апостола Андрея в Русской земле. Этим пунктом является село Грузино на территории нынешней Псковщины. Поэтому мы, русские люди, имеем все основания считать апостола Андрея первым глашатаем Истины Христовой на просторах нашей Родины, от Закавказья до верхнего Приднепровья.

Далее апостол последовал через Прибалтику в земли варягов и оттуда в Рим, претерпевая на своём пути много зла и мук от язычников. Босфор, Македония и берега Дуная также впоследствии огласились его словом.

Уже в глубокой старости святой апостол проповедовал в греческом городе Патры. Здесь суждено было ему принять мученическую кончину. Многие чудеса явил Господь через ученика Своего в этом городе. По его молитвам исцелились от болезни жена правителя Максимилла и его брат. Пламенное слово апостола просветило верой почти всех жителей города. Немного осталось язычников в Патрах. Среди них был и правитель города Эгеат. Однажды, встретившись с апостолом, Эгеат сказал: «Не ты ли Андрей, разоряющий алтари наших богов и проповедующий людям недавно появившуюся веру, которую римские императоры велели истребить?» На это апостол ответил: «Римские императоры ещё не познали, что для спасения рода человеческого пришёл на землю Сын Божий. Создатель наш по любви Своей претерпел крестную смерть. Он наперёд знал время Своих страданий и предсказал нам, что в третий день воскреснет. Тебе, земному правителю, следовало бы познать Правителя Небесного и, познав, поклониться Ему».

Услышав это, Эгеат в гневе приказал схватить апостола и заключить в темницу. Вскоре его предали мучениям и приговорили к распятию на кресте. Но святой апостол с радостью принял приговор и с молитвой на устах сам взошёл на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат повелел не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к перекладинам. Вознесённый на крест святой Андрей обратился к людям с последней речью о Христе. Церковь до сих пор хранит слова этой проповеди. Два дня апостол учил с креста собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и, наконец, несмотря на угрозы стражников, потребовали снять апостола с креста. Народ громко восклицал: «Не должно страдать такому святому человеку, учителю доброму, кроткому и премудрому, — надобно снять его, ибо и на кресте он не перестаёт учить нас правде». Услышав это, и испугавшись народного бунта, Эгеат повелел снять апостола с креста. Но святой Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Затем, обратившись к правителю, мученик сказал: «Для чего ты пришёл, Эгеат? Чтобы снять меня с креста? Но я уже вижу Господа моего. Я уже поклоняюсь Ему и стою перед Ним...»

В это время яркое сияние осветило крест и распятого на нём страдальца. «Господи! Настало время мне прийти к Тебе и увидеть Тебя. Прими дух мой с миром!» Это были последние слова апостола. Когда свет исчез, святой Андрей был уже мёртв. Жена Эгеата Максимилла сняла его тело с креста, помазала драгоценными ароматами и с честью погребла его. Спустя много лет мощи святого Андрея были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых апостолов. А во время четвёртого крестового похода останки святого Андрея перевезли в итальянский город Амальфу.

В заключение хотелось бы напомнить о том, что святой апостол Андрей учил людей до последних мгновений своей жизни. И мы, вспоминая подвиги и страдания апостола Андрея, вознесём ему ныне наши молитвы о том, чтобы он умолил Христа утишить смуты в нашем Отечестве и беспорочно пройти трудный путь нашей земной жизни.

«Святый апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас!»

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку