- (021) Вера
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(021) Вера

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

В Евангелии есть волнующий рассказ о том, как однажды некий человек привёл к Господу Иисусу Христу своего больного, одержимого злым духом сына. «Я уже приводил его к Твоим ученикам, но они ничего не смогли сделать», — так сказал отец больного отрока. Что же ответил Господь? — «Если хотя бы сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему».

И скорбящий отец со слезами воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Честно признался, со слезами, в своём маловерии. Значит, была всё-таки в сердце у него искорка веры и этого было достаточно. Господь исцелил юношу. Этот пример говорит о том, что человеку ничто на земле так не нужно, как живая, сердечная вера. От веры зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей.

Священное Писание — это целая библиотека святых книг. Ветхозаветные книги предсказывают Христа. Новозаветные — рассказывают о Нём. И посмотрите, как в Евангелии Спаситель на каждом шагу говорит о вере: «По вере вашей да будет вам», «Иди с миром, вера твоя спасла тебя», «Ив Израиле не нашёл Я такой веры», «По неверию вашему...» и т.д. А в одном месте прямо сказано, что «Пришедше в землю их, ничего не мог там совершить, по неверию их».

Что же произошло в этой стране? Неужели у всемогущего Бога истощились силы совершать исцеления и чудеса? Да нет же. Просто у людей, там живущих, не было веры в миссию Спасителя, то есть была потеряна связь, которая соединяет человека с Богом. А потерять веру в Бога, это значит потерять звание человека.

Когда-то в глубокой древности мудрец Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Эту точку опоры Архимеду тогда никто не дал, но сегодня её даёт человечеству Иисус Христос. Эта вера в Бога, о которой Он Сам сказал, что «Если кто будет иметь веру с маленькое зёрнышко горчичное, тот сможет и горы передвигать».

Источником этой веры является Сам Господь. Незримо Он постоянно пребывает в Своей Церкви. Дьявол это знает, и в течение всей многовековой истории Церкви нападает на неё как хранительницу Таинств и спасительного учения Иисуса Христа. И сегодня, в наше время, в этом бушующем море бизнеса, страстей, наживы и духовного оскудения, Святую Церковь можно уподобить маяку. Его основание постоянно заливается волнами, которые нередко оставляют на нём мутные следы. Удары по Церкви тоталитарных сект, частые гонения, властолюбие вождей порою готовы сокрушить её до основания.

Но на вершине этого маяка горит свет. И этот «Свет Христов просвещает всех». Он никогда не ослабевает и всем указывает путь к тихой пристани, то есть к истинной жизни во Христе. И пока человек пользуется этим светом, он твёрдо идёт по жизни. Но как только появляется сомнение и человек начинает тонуть, тогда Господь, протягивая ему руку, как апостолу Петру, говорит: «Маловерный, зачем ты усомнился?» И падающий, но затем встающий человек на своем личном опыте познает, что такое вера. Для примера можно вспомнить веру и чудеса великого русского подвижника, батюшки Иоанна Кронштадтского. Перед самой революцией, как предупреждение русскому народу, Господь послал такого светильника, что видя его чудеса и веру, а также те тысячи людей, которые его ежедневно окружали, современники батюшки говорили, что это напоминает им евангельские времена. И сохранилось батюшкино грозное предупреждение: «Русский народ, опомнись. Если отпадёшь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты, то не будешь уже Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа, — конец мира близок. Бог отнимет тогда благочестивого царя и пошлёт бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю Русскую кровью и слезами».

Как же тяжело и страшно сбылось вскоре батюшкино предупреждение, сказанное им в 1905 году. А ведь в своей могучей вере он, кажется, переступил все законы естества. По его молитвам происходили совершенно невероятные случаи и чудеса. И всё это делала его могучая вера. Воистину, он был живым подтверждением слов Спасителя: «Всё возможно верующему».

Сегодня самое главное, что даёт вера человеку, — это духовное прозрение и возможность видеть ложь мира сего. Для верующего человека всегда было в этом мире нелегко, и христианская вера — это, прежде всего, борьба с самим собой. Ведь Православие, это не есть религия чудес, видений и вещих снов, но осознание своей греховности и надежда на милосердие Божие. И сейчас, в наше лукавое время, человеку без веры в Бога жить невозможно и страшно. Апостолы, когда чувствовали, что у них вера иссякает, просили: «Господи, умножь в нас веру». Так и нам надо просить об этом. Если трудности веры велики, то нелепости атеизма безмерны.

«Отец Православия» — святой Афанасий Великий говорил: «Мы содержим и храним веру Вселенской Церкви, которую Господь дал, апостолы проповедали, отцы сохранили. Ибо на ней Церковь основана, и кто отпадёт от неё, тот не может называться христианином».

Потому что вера — это светильник, который светит человеку на его жизненном пути. Вера открывает перед нашими духовными очами небесный мир и даёт нам знание о Боге — Всеблагом, Всемогущем, Всесильном, Вездесущем и Всевидящем. Вера вводит нас в мир чистых духов — ангелов, окружающих Престол Господень и прославляющих Его имя. Вера даёт нам видеть мир и других духов — злых и падших демонов, которые сеют грех и злобу, и за это отвержены Богом. Они невидимы, но дела их очень хорошо видны, и мы именем Божиим и силою Животворящего Креста боремся с ними. Святая вера проповедует нам, что все наши болезни и скорби — это не проявление гнева Божия, ибо Бог есть Любовь, — но это испытание, которое даётся нам для искупления многих тяжких грехов. Здешние болезни, скорби и тяготы старости будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам не быть хоть в малой мере участниками страданий Христовых. Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть причастником страданий Христовых, только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, и хватило бы на терпение. И Господь, из любви к нам, посылает, по силе каждого, невольные скорби и болезни, но даёт и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий. Тот, кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке: ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей — и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать их.

Вера говорит нам, что сама наша смерть — это не казнь Божия, но переход из жизни земной, временной, в жизнь небесную, вечную.

Вера, и только она одна, объясняет нам, почему человек так безгранично отличается от всех других тварей своим разумом и сердцем. Потому что только в человека вложена нашим Творцом бессмертная душа. И мы знаем, что эта душа не умрёт никогда. Иоанн Златоуст говорит, что мы «верующие православные люди, должны все свои заботы, тревоги, скорби и болезни погружать в бездну милосердия Божия, ибо грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень».

Такой веры, крепкой и живой, как у ребёнка, ждёт от нас Господь, когда, обращаясь через Евангелие, говорит каждому из нас: «Не бойся, только веруй».

Но что такое вера?

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», — говорит апостол Павел (Евр. 11, 1). Иными словами, это можно объяснить так: «Вера — это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся. Это убеждение в реальности вещей, которых мы ещё не видим. Вера в Христа основана на лучшем свидетельстве в мире — на Священном Писании.

Вера открывает нам священный смысл нашей земной жизни — готовить свою бессмертную душу к жизни вечной, к встрече со своим Спасителем. Господь сотворил нас свободными и не подавляет нашего духа. Он не приказывает никому, но свободно, по велению сердца приглашает следовать за Ним. «Если кто хочет, да отвержется себя, и возьмет крест свой и следует за Мною».

И чем ближе мы приближаемся к Господу своей верой, тем ближе становится к нам и Он. Поэтому Церковь и зовёт нас каждое утро встречать и каждый вечер провожать молитвой. В одном из своих посланий апостол Павел пишет современникам: «Подражайте мне, как и я Христу». Но вот беда: перед апостолами был живой пример Христа; перед первыми христианами живой пример апостолов, то есть «Боговидцев». А перед нами кто? Одни только книжные примеры. Поэтому, не имея сегодня опытных духовных наставников, не видя того, кто подал бы руку, мы очень часто вступаем в Церковь наощупь, как по воде. И когда сделаем резкое непродуманное движение, начинаем тонуть. Поэтому в наше время так необходимо хотя бы по одной страничке в день читать Святое Евангелие — Слово Божие. Это так же необходимо, как и молиться Богу. Как бывает в общении с близким человеком — и говоришь, и слушаешь. Так же и с Богом. Молитва — это то, что мы говорим Ему. А Священное Писание — это то, что Он говорит нам. Поэтому, ощутив в себе хоть какую-то малую веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, учить других и переворачивать вокруг себя жизнь — сами ведь ничего ещё не знаем, ибо находимся лишь в начале пути. Но будем браться только за те дела, которые нам по силам, и, прежде всего, за самих себя, за свой язык, свои вредные привычки, за своё человеческое отношение к другим людям. Когда апостол Фома увидел воскресшего Христа, то сказал: «Господь мой и Бог мой!» А Господь ответил ему: «Ты увидел и уверовал. Блаженны не видевшие, но веровавшие».

Значит те, кто не видит, но верует, блаженнее самих апостолов.

Поэтому, прежде всего, даруй нам, Господи, иметь веру, спасающую от вечной смерти, охраняющую от грехопадений, пробуждающую покаяние и утешающую в скорбях. Даруй нам и здесь, пока живём на земле, и там, куда непременно все уйдём, услышать от Тебя те слова, которые Ты так часто говорил человекам: «Иди с миром, вера твоя спасла тебя!».

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку