- (038) В неделю о Страшном суде
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(038) В неделю о Страшном суде

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

«Помышляю день страшный и плачу деяний моих лукавых,
како отвещаю бессмертному Царю»

Братья и сёстры!

С каждым днём мы с вами приближаемся к Великому посту. Две недели назад, когда впервые прозвучало «Покаяния отверзи ми двери...», началась эта молитвенная подготовка. Великий пост — это время сугубой, усиленной молитвы и покаяния, поэтому Церковь ещё две недели назад предложила нам Евангелие о мытаре и фарисее, указав, как нужно молиться Богу и как не нужно. А неделю назад Святая Церковь предложила нам Евангелие о блудном сыне и тем самым успокоила и ободрила человека, которого подавляет сознание своей греховности. В евангельском рассказе о блудном сыне нам показано, как милостив и близок к грешному человеку любящий его Бог — Отец. Но есть такие озлобленные души, настолько в грехах закоренелые, что вот сегодня Церковь вынуждена предложить нам беседу Спасителя о Страшном суде, чтобы заставить содрогнуться и затрепетать самые закоснелые сердца.

Только вчера была Вселенская родительская суббота. Этим Церковь напомнила, что на Суд Божий предстанут все, со всей вселенной, не только живые, но и те, кто уже отошёл в потусторонний мир. А там, за гробом, покаяния уже нет. Там ожидание приговора. Там суд за прожитую жизнь и... Судия.

Вспомним Преображение на Фаворе, когда Господь ещё не как Судия, а как Учитель апостолов преобразился перед ними, показав им только на краткое время малую часть Своего Божественного Света — что с ними произошло? Они попадали.

Вспомним Синайскую гору, когда Господь ещё не как Судия, а как Законодатель даровал людям заповеди, что там произошло? Синайская гора тряслась в громе, и народ затрепетал.

Но ведь на Фаворе Господь явил только один луч Своего Божества, а на Синай сошёл только для того, чтобы даровать Свой закон. Обратите внимание — тогда Он ещё не являлся во славе Своей и, однако, явления эти были так страшны, что и ученики, и весь народ были поражены. Но тогда Господь явил людям Свою милость и Своё благорасположение, а не Свой суд. Что же будет, когда Он придёт уже как Судия, чтобы явить не Своё блаженство и не Свою милость, а Своё правосудие? Чтобы даровать уже не закон, но судить нарушителей этого закона. Каково же будет это явление?

Ведь здесь, по слову апостола, мы «видим Его гадательно, как бы сквозь мутное стекло. Там же увидим лицом к лицу».

В этой жизни Бог любит человека как Своё дитя и Своё создание. Любить по-настоящему, это не значит только давать блага, но и наказывать. «Кого люб-— говорит Господь, — того и наказую». «Бью всякого, кого принимаю». Поэтому часто в этой временной жизни Господь посылает людям болезни и скор-"н. чтобы они, испытав временные страдания, не подвергались страданиям веч-:-:ь:м, А это значит, что Его правосудие в этой жизни является и Его долготерпением, поэтому мы и называем Его «долготерпеливым и многомилостивым».

Но в будущей вечной жизни уже не станет времени для покаяния, а это значит, что Бог будет судить грешника как преступника, и смотреть на него, как на Своего врага. «Я даровал тебе драгоценное время, — скажет Господь, — но ты растратил его на зрелища, на бизнес, на пьянство, на блуд». Поэтому Иоанн Златоуст и говорит, что «мы с вами с каждым часом всё ближе к смерти, а значит, к ответу. Сегодня уже ближе, чем были вчера». Ибо в этой временной жизни Бог наш Отец, а в будущей, вечной жизни Бог нам Судия, за прожитую земную жизнь. А это значит, что пока человек жив, для него никогда не поздно обратиться к Богу.

Но вернёмся к нынешнему Евангелию. Начиная Свою беседу с учениками о Страшном суде, Господь говорит: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда воссядет на Престоле Славы Своея». «И восплачут тогда все племена земные», ибо «Евангелие будет к тому времени проповедано по всему миру, во свидетельство всем народам».

Так начнётся Второе пришествие. Мы помним, что Первое пришествие было свыше двух тысяч лет назад, в Рождественскую ночь, когда Господь, как уничижённый Человек, во всём подобный нам, родился в пещере и был положен в ясли.

Во Второе же пришествие Он придёт уже не как уничижённый Человек, а как Царь Вселенной, во всей Славе Своей, для совершения над миром Страшного суда. Страшного, ибо последнего, потому что на нём не будет ни подкупов, ни адвокатов, ни защитников, ни прокуроров. Первая часть Страшного суда будет радостной. Достойным Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира. Я жаждал, и вы напоили Меня. Хотел есть, и вы накормили Меня, был болен, и вы посетили Меня». Эти слова Господа говорят о том, что ещё когда не было ни земли, ни самого человека, то Царство Божие уже было уготовано для верующих. «Наследуйте царство, уготованное вам от сложения мира». Вот как Господь любит нас. И тогда скажут верующие люди: «Господи, когда мы Тебя видели, жаждущим или голодным, или больным»? Он же ответит: «Что сделали для одного из малых сих, то Мне сделали». И идут они в радость вечную. В ту именно радость, которую бессильно описать любое человеческое слово. И даже апостол Павел, восхищённый до третьего неба, не смог этого сделать, но только сказал: «Уши человеческие того не слышали, глаза человеческие того не видели, на сердце человеку то не восходило, что уготовал Господь любящим Его».

Но если первая часть Суда будет радостной, то вторая часть — ужасной. Ибо Господь скажет грешнику: «был ли человечен на земле?» Не скажет: «сколько поклонов положил?» или «сколько постов провёл?», или «сколько молитв совершил?», — нет! — но «помог ли ты больным и страждущим? Уверовал ли во Христа и Евангелие, воспользовался ли Голгофской жертвой, Мною ради тебя принесённой? »

И когда грешник увидит раны Спасителя, то Господь скажет ему: «Я Тот, Которого ты каждый день прибивал своими грехами ко кресту. Я Тот, для Которого твои ругательства и сплетни стали колючим, терновым венцом. Я Тот, для Которого Твой блуд и похоть были гвоздиными ранами, а твоя хитрость и лукавые помыслы — плюновением в Мой Божественный Лик». «Твои грехи, к которым Я питаю ненависть, заставили Меня умереть ради тебя. Теперь Моя справедливость побуждает Меня судить тебя, за то, что ты пренебрёг Моей жертвой, не исповедал свои грехи и не причащался Моего Тела, за тебя распятого, и Моей Крови, ради тебя пролитой». «А потому приговор Мой таков» — «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его». Вот, значит, для кого приготовлен огонь — для сатаны. Тогда многие сектанты — баптисты, адвентисты, иеговисты — закричат: «Господи, Господи! Не в Тебя ли мы верили?» Но Спаситель скажет: «Я никогда не знал вас».

«И идут сии в муку вечную», — сказано в Писании. Ибо сатана настолько хитёр, что для погибели человека создал даже специальные «христианские» якобы религии — лютеранство, англиканство, протестантство, где не почитается Матерь Божия и хулится Крест Господень. Где говорят, что если веришь, то уже спасён и уже святой, то есть верь сатанинской верой, ибо написано, что такой верой и «бесы веруют и трепещут».

Поэтому когда приходится слышать от нецерковных людей, что «Господь всех помилует и простит», — это неправда. Не может получить одну награду и убийца, и его жертва. Всех, да не всех. Ибо в Писании ясно сказано: «и идут сии в муку вечную». А это значит, что Господь не может обманывать, это противно Его природе.

Но мы, к сожалению, хотя и молимся за каждой службой словами: «и доброго ответа на Страшном судищи Христове просим», но на самом деле, очень редко думаем о Страшном суде. А ведь он неумолимо приближается. И каждая литургия напоминает нам об этом в Символе веры: «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым». А если дело обстоит именно так, если само Евангелие говорит нам, что Господь скоро придёт, то пока ещё есть драгоценное время, и мы находимся между Богом и дьяволом, между жизнью и смертью, между светом и тьмой, будем помнить, что от нашей воли, от нашей веры и от нашей власти над самим собой зависит повлиять на окончательное решение Господа!

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку