- (039) О любви к врагам. Прощёное воскресенье
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(039) О любви к врагам. Прощёное воскресенье

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Прощёное воскресенье

«И остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем
должником нашим...»

Часто наш Господь Иисус Христос, обращаясь к народу, говорил: «Когда стоите на молитве, прощайте, чтобы и Отец ваш Небесный простил вас». «Любите врагов ваших». «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас».

Значит, любить своих врагов — это повеление для нас Самого Бога. Но кто есть враги наши? Оказывается, по мнению митрополита Филарета (Дроздова), их три вида. Он говорит, что есть враги Божии, есть враги Отечества, а есть и наши личные враги, то есть наши обидчики.

Враги Божии — это бесы, которые под видом сектантов, сатанистов, безбожников стараются разрушить Церковь Божию, потому что только она является единственной в мире хранительницей спасительного учения Иисуса Христа. От них надо оберегать православных христиан, как овец от волков.

Враги Отечества — это те, кто угрожает миру и благополучию в наших домах, кто посягает на нашу свободу, на нашу землю и на нашу жизнь. Поэтому христианский долг верующего человека защищать от них и себя, и свою страну. История России знает немало тому примеров. Вспомним Сергия Радонежского и его благословение на Куликовскую битву Дмитрия Донского или защиту Свято-Троицкой Сергиевой лавры монахами от польских интервентов.

Но это враги Церкви и враги Отечества. А есть ещё и наши личные враги. Оказывается, против них не надо ни защищаться, ни вооружаться. Оказывается, их надо любить, прощать и даже молиться за них. Как же это трудно! Может быть, даже невозможно. Но Спаситель показал нам живой пример. Когда враги стали Его распинать, Он молился за них, и говорил: «Прости им, Боже, ибо не знают, что творят!».

Вот, оказывается, какой у нас есть великий пример. Это пример для всех нас. Потому что пламя невозможно потушить пылающим огнём, но только водой. Так и вражду со злом ничем погасить нельзя, как только добром.

Это вовсе не значит, что мы должны дружить с нашими врагами. Пусть они даже и не знают о нашей молитве за них. Лишь бы мы не отвечали взаимно на их злобу и старались сохранять, прежде всего, свой внутренний душевный мир. Ведь они сами от своей злобы и зависти очень сильно страдают. Эта бессмысленная злоба укорачивает их жизнь, разливая яд по всему организму, а зависть доставляет им печаль о чужом благополучии. Заметьте — не радость, а печаль. Поэтому про себя нужно пожалеть такого человека и помолиться за него. А если сам будешь отвечать на вражду, сердиться и злиться, то какую принесёшь себе пользу? Вспомним, что Священное Писание говорит о Спасителе: «Он, будучи злословим, не злословил взаимно, и, страдая, не угрожал». Поэтому Слово Божие и предупреждает нас: «Не будете побеждены злом, но побеждайте зло добром».

И в этом великий пример терпения и смирения показывает нам Царь-Мученик — Николай Второй. Это непонятно для тех, кто не живёт духовной, молитвенной жизнью. Им кажется, что смирение — это слабоволие, малодушие и робость человеческой души. Но это глубочайшая ошибка. Христианское смирение — это, прежде всего, проявление могучей силы человеческого духа, покоряющей злобные сердца, ломающей человеческую гордыню. У кого в сердце смирение, тот проявляет не слабость духа, а его величие и своё глубокое нравственное превосходство. Такое смирение, любовь и чистота были постоянными спутниками святых, и они составляют главное свойство человеческого духа. Это и есть та «брачная одежда», о которой сказано в Евангелии и в которую должен быть облечён каждый христианин.

Святые подвижники, наоборот, молили и просили Господа, чтобы Он послал им обидчиков. А как же иначе? Как же тогда научиться беззлобию, если тебя никто не обижает? Поэтому смирение — это целая наука подвижнической жизни. Сейчас такое время, что все люди болеют телом. Но ещё больше теперь больны душою. И все ищут быстрого исцеления. А батюшка Серафим из Ракитного на вопрос «как избавиться от болезни?» говорил: «Будь смиренным и никого не обижай. Почаще исповедуйся и причащайся. За всё благодари, тогда и здоров будешь, и Господь спасёт тебя».

Поэтому будем терпеливы к нашим обидчикам. Будем прощать их и молиться за них. Тогда и Господь нас простит и соделает послушниками Царствия Божия.

А идеальным временем доказать это является поприще Великого поста, когда мы снова скажем друг другу таинственные слова «прости меня». И в ответ Господь скажет: «Какою мерою мерите, такой и вам отмерено будет». Сразу заметим, что в этих словах Христа соединено два акта — прощение наших грехов Богом связано с прощением грехов против нас. Христос говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф. 6, 14-15).

Но может, прежде чем вдуматься в эту связь, необходимо остановиться на понятии греха — а что это такое? Ибо это понятие стало совсем чуждым современному человеку. Сегодня современное общество знает понятие преступления, которое связано с нарушением закона. И это понятие относительно. В одной стране, например, преступлением может быть то, что не является преступлением в другой. Ибо если нет закона, то нет и преступления. И оно не только соотносится с законом, но в какой-то степени даже рождено им. А закон порождён социальными потребностями. И ему нет никакого дела до того, что происходит в сердце человека, в глубинах его человеческого сознания. Пока человек не нарушает мирной жизни общества и не наносит очевидного вреда установленному порядку, то преступления нет, как нет и закона. Ненависть, например, не может быть составом преступления, пока не привела к какому-нибудь действию — убийству или ограблению. Аборт тоже по закону не может быть составом преступления, хотя убивается человеческая жизнь. Господь благословляет женщину быть матерью, а она, пользуясь данной ей свободой, самовольно вмешивается в сотворённую Богом область и убивает маленького человека. Но закон это убийство преступлением не считает. Поэтому так важно понять, что когда мы говорим о грехе, то говорим о чём-то глубоко отличном по самой своей сущности от социального понятия преступления. И если о преступлении мы узнаём от закона, то о грехе мы узнаём от совести.

Но что такое совесть? И что такое грех, о котором говорит нам наша совесть?

Совесть — это мысль, то есть голос Божий, показывающий видение (отсюда со-весть) воли Божией относительно того, что должен и чего не должен делать человек как разумно-нравственное существо. О существовании в человеке естественного нравственного закона говорит каждому его совесть. Писание говорит, что «Бог положил око Своё на сердцах людей» (Сирах). Поэтому с совестью нельзя договориться, условиться или вступить в сделку, ибо совесть неподкупна. «Совесть заговорила», «совесть замучила» или «совесть не позволяет» — всё это говорит о том, что совесть сразу же является на свой пост в сознании человека, когда он замышляет совершить что-либо дурное. Она предостерегает и даже угрожает ему, а после совершения плохого поступка немедленно карает и мучит его. Не человек владеет совестью, но, наоборот, совесть владеет человеком. И человек находится в зависимости от своей совести. Адам — после грехопадения, Каин — после братоубийства, братья Иосифа — после мщения невинному испытывают терзания совести в душе своей. Книжники и фарисеи, приведшие к Спасителю грешницу, после Его слов «кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень» — уходят один за другим, обличаемые своей совестью. Поэтому совесть — это естественный, заложенный в самой природе человека, внутренний голос, который находится в тесной связи со всем состоянием человеческой души.

А что такое грех? Это нарушение воли Божией, то есть самовольное вторжение в область божественной власти. Грехи рождаются из самоволия и себялюбия и совершаются в свободной воле. Поэтому каждый грех вменяется постольку, поскольку человек был свободен в его совершении. Обычно различается три вида грехов: а) мысленные, зародившиеся в уме человека, но не перешедшие в действие; б) словесные — получившие выражение в словах; и, наконец, в) действительные, совершённые во времени и в пространстве. Сообразно обязанностям человека к своей религии, а также к ближним и самому себе различают грехи против Бога (неверие, отчаяние, ересь) и против самого себя (блуд, пьянство, сладострастие). От всех этих грехов отличается грех против Духа Святого или хула на Духа Святого. Спаситель говорит, что всякий грех может быть прощён человеку, но хула на Духа Святого не простится человеку никогда. Это самый страшный грех, ибо он является оскорблением истины Божией. Вот что говорит по этому поводу Священное Писание: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельства в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (1 Ин. 5, 10). Поэтому этот грех закрывает небесные врата и открывает врата ада. Этот грех отвергает Слово Божие и отказывается от Христа как Спасителя. Этот грех несёт и влечёт за собой кару вечной смерти. «Душа согрешающая, та умрет». (Иезек. 18, 4).

Поэтому подлинный закон жизни совсем не в том, чтобы не делать зла, а в том, чтобы делать добро. А это значит, любить (хотя бы ближних своих в семье), то есть принимать других, такими, какие они есть, а значит, осуществлять ту заповедь, то единство, вне которого даже самое законное общество всё равно становится внутренним адом. И о прощении этого греха мы молимся в пятом прошении молитвы Господней. А осознать всё это как грех, а затем попросить прощения — это значит осознать свою разделённость с другими и стремиться к её преодолению, то есть уже простить. Ибо прощение есть таинственный акт, которым восстанавливается добро и мир. Акт этот не законный, а нравственный. По закону, всякий согрешивший против меня должен быть наказан, пока он не наказан, законность не восстановлена. А по совести важно восстановление не законности, а любви, восстановить которую никакой закон не может. Это может сделать только взаимное прощение. Если мы прощаем друг друга, то и Бог прощает нас. И только в этой взаимной связанности очищается наша совесть и воцаряется свет, которого так ищет и жаждет человек. Конечно, это очень трудно, ибо все мы хотим, чтобы любили, жалели и прощали нас они, а не мы их. Такова внутренняя психология почти каждого из нас. Но эти условия нашего внутреннего сердечного мира, света и счастья предлагает нам Сам Господь. Именно этим путём уже прошли миллионы людей, которых мы называем святыми. Поэтому прошение «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — это слова о нравственном возрождении, без которого не поможет в этом мире никакая законность.

Страшная трагедия современного общества как раз в том и состоит, что люди сейчас слишком много говорят о законности и справедливости, но при этом у них утрачена нравственная сила и красота прощения.

Поэтому перед Великим постом Святая Церковь, как любящая мать, и дарует нам особый день — Прощёное воскресенье, ибо истинное покаяние невозможно без истинного примирения со своими ближними. А ближние наши прежде всего те, кто посещает Церковь Божию, то есть место, где мы все любимы Богом и где нет чужих, но все свои. Поэтому в храме, месте особого присутствия Божия, никакого зла на сердце у нас не должно быть. Кто ругается и ссорится, тот тешит дьявола. А кто мирится и других мирит, тот помогает Христу и будет принят в Небесном Царстве как сын Божий. «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5, 9).

Господь даровал нам две великие способности — помнить и забывать. Помнить, когда нам делают добро. И забывать, когда нам делают зло. А у нас, к сожалению, часто бывает совсем наоборот. И после окончания службы ни в коем случае не следует под впечатлением этого вечера просить прощения у всех подряд, например, в общественном транспорте. Разъезжаясь по домам, не надо подходить и к незнакомым людям, ничего не хотящим знать о Боге. Они не поймут этого рвения не по разуму и только посмеются. Не надо просить прощения у незнакомых людей и в храме. Нужно вспомнить, кого обидел или оскорбил, подойти, признать свою вину перед этим человеком и искренне попросить у него прощения. Вот это будет подвиг. Ибо в Великом посту нам предстоит много молиться, а Господь сказал: «Когда стоите на молитве, прощайте, если на кого что имеете, чтобы и Отец ваш Небесный простил вас».

И ни в коем случае не надо вспоминать и спорить, кто был прав, а кто виноват. Святые Отцы говорят, что «оба виноваты: и тот, кто начал ссору, и тот, кто ответил на неё. Ибо, если бы мы действительно были верующие, и пребывали в любви у Бога и друг друга, то тогда бы и ссор никогда не было». Вспомним слова Спасителя: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как и Я возлюбил вас».

Вот почему опытные духовные подвижники советуют: хочешь помириться и наладить отношения, значит, не занимайся никаким выяснением о том, кто был прав, а кто виноват. Потому что эти споры будут только бесов тешить, а вы ещё больше запутаетесь и поссоритесь. А нужно-то всего лишь просто мирно, по-христиански, поклониться друг другу и сказать: «прости меня». Тогда и сами воочию убедитесь, как всё, что раздражало и разделяло вас, сразу же растает, «яко воск от лица огня».

На Афоне есть древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет помириться с ближним своим, должен во время чтения «Отче наш» пропустить слова «и остави нам долги наша». Эта молитва является краткой записью всего Евангелия. И в ней открывается то, что всё в нашем спасении зависит от Бога. А от нас требуется только одно единственное — прощение других. Ибо всё остальное, о чём мы просим в этой молитве, связано самым таинственным образом с этим прошением. И нам не войти в Великий пост без прощения друг друга. А самым великим примером прощения является для нас Господь Иисус Христос. Когда враги распинали Его на кресте, то Он не ругался и не проклинал, а молился о прощении Своих распинателей и всех грешников на земле: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят». Поэтому искреннее прощение других людей — это наше участие в Божием прощении.

Великий пост готовит нас к встрече самого радостного на земле праздника — Пасхи Христовой. Поэтому «и ненавидящим нас простим все Воскресением!»

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку