- (044) "Радуйся, Благодатная..."
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(044) "Радуйся, Благодатная..."

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Благовещение Пресвятой Богородицы

«Итак Сам Господь даст вам знамение:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему: Еммануил»
(Ис. 7, 14)

Очень часто в жизни человеческой происходит так, что наши земные понятия, желания и мысли бывают совершенно несоизмеримы с Божественными. Что у людей в почёте, то мерзость пред Богом. И наоборот: что здесь, на земле, униженно, то порою очень высоко в глазах Господа.

Казалось бы, по всем человеческим соображениям, что благодатная весть о явлении в мир Христа Спасителя должна была прозвучать в Иерусалиме или в каком-либо другом великом городе. Но ни могучий многомиллионный Рим, ни образованные Афины, ни даже святой Иерусалим — град Божий — не стали тем местом, которое Господь избрал для совершения величайшего события в мировой истории. Этим избранником стал тихий и мало кому известный Назарет, о котором с презрением говорили: «из Назарета может ли быть что доброе?»

Таким образом, тайна пришествия на землю Мессии с самого начала как бы скрылась от всего, что мир называет великим, богатым и мудрым. В этом прежде всего видна Премудрость Божия, избравшая такие средства, которые внушили бы людям мысль о высоко духовной стороне этой Божественной тайны.

В Евангелии от Луки повествуется о том, как «...послан был Ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к Деве из дома Давидова; имя же Ей: Мария» (Лк. 1, 26-27).

Да, именно здесь, в этом маленьком городке пастухов и древоделов смиренная Дева услышала слова ангельского благовестия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1, 28). И евангелист замечает, что «Мария смутилась от слов его» (Лк. 1, 29). Не смутилась от появления ангела, ибо в Её жизни это происходило часто, но только от слов его. А Гавриил продолжал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца». Тогда Мария сказала: «Как это будет, если Я мужа не знаю?» Ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя.., и она зачала сына в старости своей и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 29-38). А Её сердце в эту минуту открылось для Духа Святого и зародилась в Ней Новая Жизнь не только для земли, но и для неба. С необычайным духовным восторгом восприняла Пресвятая Дева благую весть. И Слово Божие в эту таинственную минуту стало Плотию. Божество Своею полнотою сошло с небес и соединилось с человечеством теснейшим образом, неслитно и нераздельно. Произошло величайшее в истории мира событие, которое люди ожидали тысячелетиями.

В земной жизни каждого человека бывают минуты, когда душа переполняется радостными или скорбными переживаниями. И мы знаем, что в такие минуты сердце не может вместить этих переживаний и всегда ищет, кому бы излить свои чувства. Эти законы человеческого сердца не обошли и Деву Марию. Когда Она узнала, что суждено Ей стать Матерью Спасителя мира, то Её душа преисполнилась такой радостью, что Мария не в силах была вместить её и скорее захотела с кем-нибудь поделиться. Между тем Ангел, беседуя с Ней, упомянул о неожиданном чревоношении Её любимой родственницы, Елисаве-ты. И Пресвятая Дева по Своей любви к Елисавете, а ещё больше по велению Духа Святого решила повидаться с ней и рассказать о Своём счастье. Но когда Она достигла дома Елисаветы и приветствовала её, то оказалось, что та уже знает об этом. Едва увидев Деву Марию на пороге, Елисавета радостно всплеснула руками и воскликнула: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1, 39-44).

Какие дивные слова мы слышим из уст Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1, 43). Так впервые праведная Елисавета называет Марию Матерью Божией. От этих приветливых слов радость Девы Марии ещё выше поднялась в Её душе. Она носила эту тайну в Себе, а сейчас узнаёт, что Елисавета уже знает об этом и разделяет с Ней эту радость. И затрепетало сердце Марии неизречённым восторгом, и сказала Она: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ибо призрел Он на смирение Рабы Своей, и отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 46-48).

Так в маленьком галилейском городке Назарете совершилась тайна Бого-воплощения, ожидаемая всем миром в течение многих веков.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — это особый день в жизни всего человечества. Это единственный день в году, когда делается перелом в судьбе мира, когда изменяется отношение между землёй и небом. В этот весенний день земля обручается с небесами, а человечество — с Божеством потому, что Сын Божий становится Сыном Человеческим. Так велика глубина этого праздника, что народная примета говорит: «В этот день птица гнезда не вьёт».

А Святая Церковь, когда бы ни случилось Благовещение, службу этому празднику не оставляет даже на Страстной седмице и на саму Пасху. Потому что «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление».

Кругом в эти дни уже чувствуется приближение весны. Грачи первыми приносят нам весть о её наступлении. Лазурное небо прозрачно и ясно. Лёгкий ветерок несёт волны весеннего освежающего воздуха. Ручьи и проталины в полях радуют глаз, поют о приближении жизни. Скоро уже кормилица-земля возрастит траву, цветы, и всё живое поднимется навстречу теплу и солнцу. Просыпается природа, зовёт куда-то в синие звонкие дали. И когда посмотришь в эти небесные высоты, чувство беспредельного Божьего мира охватывает душу. Такие блаженные минуты посылало нам небо в далёком детстве, когда душа была чистой, как у небесных ангелов.

«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Тайна, провозглашённая ещё в раю, ныне свершилась. Матерь Божия стала той, виденной во сне ветхозаветным патриархом, лестницей, которою Господь сошёл на землю, пришёл и воплотился от Девы Марии, чтобы через Свои страдания и смерть спасти человечество от грехов.

Как могло произойти и то, и другое — спасение и страдание? Мы знаем, что простой человек не может спасти, а Бог не может страдать. Поэтому Господь через Матерь Божию и становится Человеком, чтобы тем, кем Он был в вечности — спасти, а тем, кем Он стал во времени — пострадать.

Видим, как Он жаждет и спит, плачет и молится, и узнаём в Нём Человека. Видим, как Он исцеляет слепых, укрощает бурю, воскрешает мёртвых, и исповедуем, что Он — Бог Всемогущий. С первых веков христианства эту великую тайну верующие исповедуют словами «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Благовещение Пресвятой Богородицы — это начало нашего через Неё спасения. Поэтому мы всегда и простираем к Ней свои руки за помощью и материнской молитвой. Своим верующим сердцем мы чувствуем, как велико заступление за нас Пресвятой Владычицы. Она, Царица Небесная, предстоит Престолу Божию и молится за весь род христианский и даже за самых великих и нераскаянных грешников. И христиане всех времён и народов знают, что, имея в Её лице такую Заступницу Усердную, они не одиноки и не бессильны на пути вечного спасения. С нами Бог! С нами и Его Пречистая Матерь! Она всех нас любит любовию, во сто крат превышающей любовь земных родителей к своим детям. Она осеняет каждую христианскую душу Своим благодатным Покровом. Будем же ценить и беречь эту Её любовь до последнего часа, и пусть она станет нашим вечным сокровищем в жизни будущего века.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку