- (046) Искушение побеждается в молитве. Пассия 3
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(046) Искушение побеждается в молитве. Пассия 3

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Образ Спасителя

Пассия 3

Священное Писание говорит нам, что враг рода человеческого получил право власти над людьми в тот момент, когда они под влиянием обольщения нарушили Божественную заповедь и поддались искушению. Разумеется, что вовлечение человека во грех является преступлением диавола, который насильно вмешался в сотворённую Богом область. Но человек добровольно дал себя обольстить, и искуситель получил полное право господствовать над ним. Таким образом, грехопадение первых людей отразилось на всех грядущих поколениях. Человек был изгнан Богом из райской обители и обречён на телесную смерть, после которой душа его заключалась в аду. Сатана получил право властвовать над людьми. И отнять это право у сатаны должен был тоже человек. Иными словами, из-за греха одного человека, Адама, все люди стали греховны, а из-за совершенной безгрешности точно такого человека (нового Адама) все должны были очиститься от греха. Так было бы восстановлено первоначальное отношение между творением, то есть человеком, и Творцом, то есть Богом. Но где взять такого человека, который был бы безгрешен? Мы даже в мыслях своих грешим, а, следовательно, работаем на сатану. Поэтому на помощь человеку приходит Спаситель. На непостижимом для человеческого ума совете Пресвятой Троицы именно Он, Сын Божий, Иисус Христос, берёт на Себя миссию прийти в мир и через воплощение, смерть и Воскресение спасти человечество для жизни вечной. Этой великой тайне послужила Пресвятая Дева Мария, ставшая тою Божественной лестницей, которой Господь, по мнению Святых Отцов, сошёл на землю.

Неслитно и нераздельно соединились в Иисусе Христе Божество и человечество. Творец человека Сам становится совершенным Человеком, чтобы тем, кем Он был в вечности, спасти нас, а Тем, кем Он стал во времени, — пострадать за нас. «Вижу, — восклицает Иоанн Златоуст, — как Он спит и молится, плачет и вкушает пищу, и узнаю в Нём человека. Вижу, как Он изгоняет бесов, ходит по воде, возвращает зрение слепым, воскрешает мёртвых, и исповедую, что Он — Бог Всемогущий».

Но неужели нельзя было спасти человечество по-другому, без принесения Себя в Жертву за грехи многих? Ведь Бог всё может! «Да, — говорит Григорий Богослов, — Он всё может, но не всё хочет, что может.» И Он отдаёт за искупление наших грехов Самого Себя на крест. Сделать что-то большее уже невозможно.

С первых же дней появления Богомладенца Иисуса на земле сатана прилагает все усилия, чтобы погубить Его. А с первых дней проповеди Христа тот же искуситель домогается подчинить Его своей воле и, таким образом, разрушить спасительное дело Пресвятой Троицы. Но и Господь знал, какая задача возложена на Него Отцом Небесным. Много раз приступал к Нему диавол, искушая Его. Но что же слышал в ответ: «Отойди от Меня, сатана, только Господу Моему поклонюсь и Ему одному буду служить».

Три года Христос проповедовал Евангелие по городам и весям Палестины, уча людей, как надо жить и что делать для того, чтобы спастись. И за всё это Он получил от них «награду» — насмешки, угрозы, предательство, оплевание, избиение, суд и крест.

Когда-то Бог, сотворив человека, поместил его в раю. Человек же, приняв на земле Бога, возвёл Его на Голгофу. Но как сказал Христос: «Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине».

«А что есть истина? — спросил Его Пилат, — ...Твой род и архиереи предали Тебя мне, что Ты сотворил?»

О, неразумный язычник, посмевший говорить Христу: «Что Ты сотворил?»!

Неужели он не знал о делах Его: слепым возвратил зрение, глухим — слух, прокажённых исцелил, расслабленных поднял с одра болезненного, мёртвых воскресил, пять тысяч голодных накормил пятью хлебами.

О том, что сотворил Христос, можно было спросить у самарянки — грешницы, ставшей святой, у Марии Магдалины — одержимой, ставшей равноапостольной, у Закхея — жадного корыстолюбца, ставшего благотворителем, у Матфея — мытаря, ставшего евангелистом, у Лазаря — умершего и воскрешённого.

Да если бы море и ветер могли говорить, то и они бы сказали, как усмирились перед словом Иисуса. Даже бесы, и те исповедали Его Сыном Божиим и с криком выходили из людей при одном Его приближении.

Лучше было бы спросить Пилату, что Он не сотворил. А не сотворил Он греха. И всё же Он — на Голгофе.

Безжизненно повисшее тело, судороги, окровавленные брусья... Крест. Таинственная тьма окутала землю. И Он один, покинутый и людьми, и Богом. «Се человек!»

Святые Отцы говорят: «Так как Христос был безгрешен, то муки Его превышали всё возможное». Если даже сопоставить мучения, испытанные тысячами мучеников, то и тогда они не могут сравниться даже с одним из тех мучений, которые Христос пережил на Кресте. Но самое страшное и таинственное мучение заключалось в богооставленности. Нет слов человеческих, чтобы передать весь ужас этих мучений, которые исторгли из глубины души Иисуса вопль: «Боже Мой, Боже Мой, ради чего Ты оставил Меня?!»

Только 300 лет спустя люди смогли ответить на этот вопрос: «Нас ради человек и нашего ради спасения».

Оправданный Пилатом, сказавшим: «Никакой вины не нахожу я в этом Человеке», оправданный Иродом, приказавшим облечь Иисуса в белые одежды — символ чистоты и невинности; оправданный даже Своим предателем Иудой, сказавшим: «Предал я кровь неповинную», Господь все же был осуждён и подвергнут страшной казни. «Нет больше той любви, — говорил Он, — если кто душу свою положит за друзей своих».

Но на Голгофе Он превзошёл даже эту любовь, ибо молился уже не за друзей, а за врагов Своих, иудеев, завещав им прощение: «Прости им, Боже! Не знают, что творят!»

Таким образом, даже на кресте Он продолжал творить дело, на которое был послан Отцом. Воинам завещал Свои одежды, разбойнику — рай, сотника сделал богословом, даровав ему истинное богопознание, и тот воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». Ученику как любящий Сын поручил заботу о Своей Матери, а Ей, Которой на Голгофе душу прошло оружие, завещал в лице ученика всё человечество, уверовавшее в Него: «Жено, се сын Твой». Вот что Он сотворил!

Страшные искушения постигли в те дни всех, кто находился тогда в Иерусалиме — и врагов Христовых, и друзей Его, и даже Его Самого.

Кажется, самое лёгкое искушение выпало Его врагам. Иисус не отнимал у них жизнь и власть, не претендовал на их богатое имущество, не угрожал их престижу и положению в обществе. Они видели Его чистоту и святость, но всё же не устояли перед искушением осудить Его на смерть. А поддались искушению потому, что не молились и не боролись со своими страстями.

Если человек зорко следит за собой, он укрепляется небесной помощью, которая подаётся через молитву. Но враги Христовы были далеки от молитвы, ибо сердца их были переполнены злобой, а озлобленный человек не способен искренне молиться.

Другому искушению, более сильному, подверглись ученики Иисуса — святые апостолы. Никто не знал Господа так хорошо, как знали Его они. Несколько лет они постоянно пребывали в Его обществе, разделяя с Ним пищу и ночлег, радости и скорби. Им Он дал власть изгонять духов нечистых и врачевать болезни. Они видели чудеса, которые Он творил, и обещали никогда не оставлять Его. Апостол Пётр говорил: «Если и все оставят Тебя, то только не я». Евангелие свидетельствует, что это же говорили и все остальные. Но сказано в Писании: «Поражу пастыря и рассеются овцы». И ученики в страхе за свою жизнь оставляют Учителя. Они не выдерживают этого испытания.

Однако самому тяжкому искушению — и не одному, а многим — подвергся Сам Господь Иисус Христос.

Какое великое искушение видеть неверность учеников Своих, которые были Его надеждой и радостью! Ведь Он всегда окружал их любовью и заботой. Терпеливо учил, воспитывал и оберегал от фарисейского влияния, предрассудков и суеверий. Им предстояло продолжить Его спасительное учение. А что же в итоге? Один из них вероломно предаёт Его. Другой трижды отрекается. Остальные бегут.

Второе страшное искушение — отклонить от Себя чашу страданий. Когда Он молился в глубине Гефсиманского сада, пот Его был, как капли крови. И просил Он: «Отче! Если возможно, да мимо Меня идет чаша сия». Но в ту же минуту Он побеждает это искушение, ибо произносит: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Святые Отцы говорят, что в этот миг Он стал самым великим грешником, когда-либо жившим на земле, ибо взял на Себя грехи всего мира.

Третье искушение — в момент страшной опасности желание призвать на помощь двенадцать легионов ангелов.

Четвертое искушение — призывы врагов сойти с креста. Вспомним слова врагов Иисуса: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, тогда уверуем».

Какое огромное искушение — остановить казнь и посрамить судей Своих, явившись Самому в образе великого Судии! Но если на миг представим, что Он, желая убедить врагов Своих, сходит с креста, то иудеи, которые были в то время на Голгофе, скорее всего, обретают веру, но в этом случае не совершается жертва умилостивления, то есть крестная смерть и Воскресение Христово, а значит не происходит и победы над смертью. А святой апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна». Вот какие искушения перенёс ради нас Господь. Но Он победил их. Он один остался неуязвивым и вышел из этой борьбы с полной победой и неувядаемой вечной славой.

Что же дало Ему такую несокрушимую бодрость и силу? Евангелие говорит — бдение и молитва. «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть!»

Господь бодрствовал и молился и тогда, когда друзья Его спали, и тогда, когда враги Его преступно совещались. Бдение и молитва сделали Его неуязвимым для всех искушений. И этим великим подвигом наш Спаситель преподал бессмертный и вечный урок всему человечеству.

Бодрствуй и молись, христианин, и особенно тогда, когда почувствуешь приближение искушений. Ты не только не падёшь, подобно врагам Христовым, но вместе с Господом восторжествуешь над искушениями. И не забывай, какой ценой куплено твоё спасение. Подражай Христу во всём и побеждай суету жизни силою молитвы. Ибо Он сказал: «Победителю дам сесть рядом со Мною ... Где я буду, там будет и слуга Мой».

И мы, видя такое снисхождение Божие к нам, просто не имеем права сомневаться в своём спасении и, помня об этом, воскликнем Ему: «Господи Боже правый, пригвоздивыйся на Кресте! Пригвоздися и в сердцах наших, дабы мы всегда были неразлучны с Тобой, нашим сладчайшим Спасителем, и здесь на земле, и в жизни будущего века!»

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку