- (071) Друг Жениха
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(071) Друг Жениха

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

«Был человек, послан от Бога, имя ему Иоанн; Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через Него; Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете». Эти евангельские слова посвящены самому великому человеку, когда-либо жившему на земле. По свидетельству Иисуса Христа, никто из «рожденных женами» не был так велик, как Иоанн Креститель. Вселенская Церковь, благоговейно сохраняющая тысячи имён святых, имя Иоанна Крестителя являет перед нами в совершенно особом свете. За каждой литургией священник поминает его самым первым после Матери Божией. Его память празднуется шесть раз в году. Он единственный, чьё рождество отмечается Церковью, празднующей, как известно, только Рождество Христово и Рождество Богородицы. Уже само его рождение в мир было отмечено особой печатью избранничества. В Евангелии от Луки целая глава посвящена этому чудесному событию. Иоанн — значит «благодать Божия». Предание гласит, что когда Ирод избивал вифлеемских младенцев, был убит и отец Иоанна, священник Захария, за то, что отказался отдать своего сына. А мать Иоанна, праведная Елисавета, бежала с ним в пустыню. И «был он в пустыне до дня явления своего Израилю». В этой дикой пустыне, которую в народе называли «га-иешимон», то есть «страшная», праведная Елисавета вырастила его, научила Закону Божию и молитвам, но затем также была убита приспешниками Ирода. Отрок Иоанн остался один. Его единственным питьём была ключевая вода, а пищей — дикий мёд и акриды (вид саранчи). Здесь, в пустыне, среди полного безмолвия, Бог был особенно близок его сердцу. В течение тридцати лет Иоанн пребывал здесь в одиночестве и молитве, боролся с искушениями и отвергал всё земное, чтобы всецело принадлежать Богу. А когда стал с Ним неразлучным и заговорил голосом Божиим, Господь послал его к людям, призывать их на покаяние, крестить и возвещать о том, что уже близко пришествие Христово.

«Покайтесь! Приблизилось Царство Божие!» — этими словами Иоанн Креститель начал свою проповедь. Уже сама внешность Иоанна невольно привлекала к нему внимание народа. Его худощавый стан, длинные волосы. истощённое постом и суровыми подвигами лицо поражали слушателей. Он никогда не заходил ни в какой город. Проповедь его прозвучала вдали от Иерусалима, но была так сильна, что вскоре разнеслась по всей стране.

Ещё за четыреста лет до этих событий пророк Малахия предсказал, что придёт такой человек подготовить грешный мир к принятию Христа. «Вот, Я посылаю Ангела Моего, — писал пророк, — и он приготовит путь предо Мною...»

С первых же дней своей проповеди Иоанн показал, что его духовная зрелость была неизмеримо выше апостольской. Апостолы несколько лет ходили за Христом, и всё же долго не могли понять, кто же это, что «и буря, и волны повинуются Ему?» Иоанн же, едва увидев Спасителя, сразу узнал Его и сказал: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи всего мира». В Евангелии сказано, что «Иоанн не сотворил никакого чуда». Действительно, он не сделал ничего такого, что превосходило бы естественную человеческую возможность. Но зато он совершил нечто более важное, чем чудо в обычном понимании, ибо удостоился крестить Самого Господа Иисуса Христа. И вот здесь исключительная благодать Крестителя позволила увидеть ему Свято-Троицкое Богоявление. Постепенно вокруг Иоанна собирались огромные народные толпы. Люди шли из Иерусалима, Иудеи и Галилеи на берега Иордана, чтобы послушать великого пророка и креститься от него. Царство Божие приблизилось! Многие думали, что он и есть Христос. Видя, каким успехом пользуется Иоанн в народе, иудейский синедрион отправил к нему посольство спросить, «кто же он?» Посланные, придя к нему, спросили: «Кто ты? Илия?» Он сказал: «Нет». «Значит, ты пророк?» — вопрошали они. Он отвечал: «Нет!» Сказали ему: «Так кто же ты?» И тогда Креститель сказал: «Я глас вопиющего в пустыне. Исправьте путь Господу, ибо уже стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он, идущий за мною, стал впереди меня. И я недостоин развязать ремень у обуви Его. Ему подобает расти, а мне умаляться». Вот какими чудными, полными глубокого смирения словами Иоанн возвестил людям о том, что Господь уже пришёл. «Не я Христос, — говорил далее Иоанн, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется... Сия то радость моя исполнилась. Ему подобает расти, а мне умаляться. Приходящий с небес есть выше всех. И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Так Иоанн возвестил народу о грядущем Спасителе, сравнивая Его с Женихом, Церковь — с невестою, а себя — с другом Жениха, который уже выполнил свою миссию, открыл сердца людей к принятию Бога и теперь должен отойти в сторону. И это потому, что люди, увидев Христа, всё должны забыть в этой радости и уже не вспоминать об Иоанне Крестителе.

Какое великое смирение! Какое глубочайшее самопожертвование! «Ему подобает расти, а мне умаляться». Но нет для Иоанна большей радости, как послужить возрастанию и прославлению Христа Спасителя. Да, «Иоанн не сотворил никакого чуда, но всё, что сказал Иоанн о Христе, было истиною». И сам Предтеча был этим чудом, потому что каждое его слово было правдою. Он твёрдо стоял на скале веры, и это давало ему силы для успешного исполнения его ангельского посольства не только в пустыне, но и перед сильными мира сего. Евангелие, а также историк древности Иосиф Флавий говорят о том, что Креститель вышел на проповедь в пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда в Иудее правил Понтий Пилат, а в Галилее — царь Ирод Антипа. Этот Ирод развёлся со своей законной женой и на глазах у всех увлёкся Иродиадой, женой брата своего Филиппа. Нечестивая женщина не постыдилась ради Ирода бросить своего мужа, от которого уже имела взрослую дочь — Саломию. Однако такое беззаконие никто не смел осудить и напомнить им о Боге, о правде и об ответственности. Но вот пришёл Иоанн и, подобно грозному пророку Илии, бросил тяжёлое обвинение в лицо Ироду: «Не подобает тебе иметь жену брата твоего». Сказав своё слово, пророк ушёл, а обличение осталось, Его повторяли и в народе, и при дворе. И постепенно оно стало переходить в опасный ропот и возмущение. Нужно было как-то ответить на это обличение, что-то выбирать: или послушаться Иоанна и развестись, или... заставить его замолчать. Тогда по совету Иродиады царь приказал схватить Иоанна и заточить его в крепость Машерон. Этот мрачный замок, построенный еще при Маккавеях, издали напоминал корону и в народе получил название «чёрная башня». Сейчас, в наши дни, от этой крепости не осталось ничего, кроме груды камней, по которым в жаркие дни ползают ящерицы. И всё же эти развалины продолжают привлекать к себе внимание всего христианского мира, потому что здесь около двух тысяч лет назад томился великий узник — святой Иоанн Креститель. Почти целый год эта крепость была тюрьмой для Предтечи. В мрачном подземелье замка ещё и сейчас видны две скважины, к кольцам которых был прикован Иоанн. Тёмные сырые своды, запертая дверь и маленькое окно, пробитое в стене, через которое подавались хлеб и вода, — вот та темница, где томился Иоанн Креститель. Изредка к этому окну допускались ученики Иоанна, переживавшие теперь страшное искушение и одиночество. Великий Иоанн Предтеча, их учитель, схвачен. Они остались одни. Благодатный свет, бывший для них в лице Иоанна источником веры, внезапно погас. Как же Иисус? Где Он? Почему не может освободить Крестителя? Ученики в борении. Они не знают, что каждому человеку перед смертью предстоит пережить чувство богоостав-ленности, которого не миновал и Сам Господь на Кресте. И тогда Креститель, духом пророчества уже предвидя свою смерть, пожелал укрепить веру своих учеников во Христа и, посылая их к Нему, сказал: «Пойдите и скажите, Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Этот вопрос Иоанна, на первый взгляд, очень странный, на самом деле не имел цели, как только вразумить учеников. Потому что Предтеча заранее знал о крестной смерти Христа, ибо ещё прежде назвал Его «Агнцем Божиим, берущим на Себя грехи мира». Ведь не иначе, как только Крестом подобало совершиться искуплению человечества. Если же это за много веков до Христа знали древние пророки, о писавшие и суд, и казнь над Ним, то, тем более это знал Предтеча, ибо он, по слову Христа, был «больше пророков». Поэтому посольство Иоанновых учеников к Иисусу было не ради Иоанна, как неверно думают некоторые, а ради укрепления веры самих учеников. Когда они пришли ко Христу, то Господь сказал им: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели: слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат, мертвые воскресают, прокаженные очищаются...»

Как обычно, в это время Иисус был окружён многочисленной народной толпой, многих исцелял, и ученики Иоанновы убедились, что «сей есть Сын Божий». Когда же они ушли, Спаситель обратился к народу с похвалою Иоанна за верность и торжественно произнёс: «Истинно говорю вам, из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». А тем временем подвиг Иоанна в темнице достиг крайнего напряжения. Иродиада понимала, что, если голос Иоанна умолк, то это ещё не означает окончательной победы. Иоанн и в заточении был ей по-прежнему страшен. Пока он был жив, Иродиада не могла быть спокойной за свою власть. Поэтому она постоянно искала случая окончательно погубить ненавистного ей пророка. И такой случай представился. Близился день рождения Ирода. В этот день было приглашено много гостей. И когда они, возбуждённые вином, возлежали вместе с Иродом за пиршеством, то в самый разгар праздника вышла дочь Иродиады, Сало-мия, и танцевала перед гостями. Своим непристойным танцем она так угодила Ироду и окружавшим его, что царь сказал ей: «Проси у меня, что хочешь, и дам тебе». И клялся ей. И говорил: «Что ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства». Обрадованная Саломия кинулась за советом к матери. Та, сразу оценив положение, сказала дочери: «Проси голову Иоанна Крестителя». Саломия вошла в зал, где пировал царь, и сказала ему: «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя!» После этих слов наступила зловещая тишина. КРЕСТИТЕЛЬ...

Это имя было известно всей стране. У одних оно вызывало восторг, у других ненависть. Среди гостей Ирода почти все ненавидели его, но и все боялись. Сам Ирод был поражён такой просьбой и даже опечалился. Но ради клятвы и возлежащих с ним не захотел нарушить своего слова перед гостями. И тогда в темницу к Иоанну был послан воин-оруженосец. Среди глубокой ночи вдруг загремели тяжёлые замки и засовы. Свет факелов рассеял тьму. Воин вошёл в подземелье, вытащил меч и, схватив «величайшего из рожденных женами», привычным движением отсёк ему голову. Когда в шумный зал на блюде, залитом вином и кровью, внесли голову Иоанна Крестителя, все онемели. Голова пророка с раскрытыми глазами лежала напротив царя. И среди этой тишины вдруг все увидели, как сжатые уста раскрылись и снова произнесли гневное обличение «не подобает тебе иметь жену брата твоего». И страшно стало Ироду от этих слов. Историк тех времён Иосиф Флавий пишет, что «Ирод умертвил этого праведного человека за то, что он убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни. По причине своей подозрительности Ирод отправил Иоанна в оковах в крепость Машерон и там казнил».

Казнь Иоанна вызвала огромное недовольство в народе. Самому Ироду мысли о казнённом пустыннике не давали покоя. Евангелие говорит, что когда до него дошёл слух о чудесах Иисуса, то он с ужасом подумал, что это воскрес казнённый им Иоанн Креститель. Господь, услышав о мученической смерти Предтечи, удалился для молитвы в пустынное место. Он знал духовную мощь Своего друга и провидел его победу. Иосиф Флавий сообщает, что все убийцы Иоанна были вскоре наказаны Богом. Римский цезарь лишил Ирода престола и вместе с Иродиадой и её дочерью отправил в далёкую ссылку, где они и пропали бесследно. А имя Иоанна Крестителя вошло в века. Последний пророк Ветхого Завета, он стал первым мучеником Завета Нового. Предтеча и Креститель Господень Иоанн — суровый аскет, пламенный проповедник покаяния, борец за правду и истину, великий обличитель греха. Таким сохранился его образ в истории человечества. Везде, по всем странам мира, где светит христианская вера, свято почитается имя Иоанна Крестителя. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы и монастыри в его честь. В христианской иконографии Запада и Востока «друг Жениха» неизменно предстоит престолу Господню, разделяя это место лишь с Матерью Божией. У нас, в России, часто встречаются иконы, на которых глава Иоанна Крестителя покоится на круглом блюде, орошённом кровью. Густые, волнистые волосы, бледное лицо, закрытые очи, сжатые уста. И нет слов, чтобы выразить чувство, с которым смотришь на этот лик. Но в этой смерти — победа. В этом безмолвии — проповедь, а в этой казни — приговор казнившим мучителям. Святые Отцы называют Крестителя первым монахом. Он, великий пустынник, горячо молится Небесному Отцу за падшее человечество. Его Христос назвал «светильником горящим и светящим». И свет этот уже две тысячи лет продолжает гореть в Церкви Христовой, указуя всему человечеству путь ко спасению.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку