- (076) Святые подвижницы земли Русской
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(076) Святые подвижницы земли Русской

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

С тех пор, как равноапостольный князь Владимир превратил своё княжество в Святую Русь, прошло уже более тысячи лет. И всё это время православное благочестие не перестаёт наряду со святыми мужами почитать и многочисленный сонм подвижниц Божиих, одарённых за свою любовь и верность христианству обильной благодатью Святого Духа. В пределах от X до XVII веков «благоверных жён» упомянуто в церковных списках свыше трёхсот. Одни из них были канонизированы по определению Соборов. Другие занесены в месяцесловы постановлением главы Русской Церкви. Третьи, как «благочестивые жёны», чтились поместно в области, городе или монастыре. Хотя каждая из них имеет свою историческую судьбу, все вместе они являют множество религиозно-нравственных основ поведения, так чист и свят их духовный облик, что историческая память русского народа навеки запечатлела их молитвенным почитанием. Само время возложило на женщину древнерусского общества строгий подвиг — явить идеал христианской женственности, хранить его среди почти полуязыческого народа, служить русским людям образцом и примером для подражания, «стоять свечою на свешнице и светить всем...».

«Жён святых сословие» — так именует церковная стихира огромное число русских праведниц, просиявших в нашей земле и канонизированных Российской Церковью.

Анна Кашинская, Юлиания Муромская, Юлиания Вяземская... С их именами связано у верующего человека представление о высокохристианской жизни, о блистающей добродетели, о деяниях скромных, но достойных всяческого подражания. Какой из подвигов, требующих мужества, любви и самоотречения не совершат они, когда их вдохновляют религиозные истины или величайшие социальные идеи?! Иночество, странничество, церковно-про-светительные труды, благотворительное служение, преданность Родине и, наконец, материнство... Здесь следует особо остановиться, потому что именно мать является основой религиозно-нравственного настроя в семье! Никакой учитель нравственности, никакой мудрец и философ не научат и не исправят так, как иногда совершает это кроткий и ласковый взор доброй матери... Влияние матери, прочно заложенное в детстве, остаётся потом на всю жизнь. Целые годы мать бывает единственной наставницей своего ребёнка. Её уроки поведения и веры, одушевлённые материнской любовью и христианской настроенностью, глубоко проникают в душу ребёнка и бывают во много раз полезнее уроков, преподаваемых другими. Это великое значение женщины-матери следует из той тесной, кровной связи, которая существует между матерью и её детьми. А связь эта появляется ещё до появления ребёнка на свет: и мать, и дитя в это время составляют одно неразрывное целое. Значение матери в эти таинственные месяцы всеобъемлющее. Всё, что так или иначе влияет на мать, влияет вместе с тем и на её дитя. И нужно только молить Бога о том, чтобы матери наши были истинными христианками, верующими в Бога и живущими по закону Христову.

Однажды во время земного служения Христа за Ним следовала женщи-на-язычница и причитала: «Помилуй меня, Господи, дочь моя жестоко беснуется». Взирая на страдания своей дочери, мать не менее страдала сама. Страдали обе — и мать, и дочь. И тогда мать со слезами обращается ко Господу — просит спасти своего тяжко страдающего ребёнка. Спаситель, испытав её веру, сжалился над ней и сказал: «О, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». Из этого евангельского рассказа видно, какую силу имеет перед Богом молитва матери! Но это молилась язычница, а молитва матери-христианки во много раз могущественнее и сильнее у Бога. Эта материнская молитва нужна детям всегда, во всякое время. Она нужна ребёнку ещё тогда, когда он находится во чреве матери. Эта молитва низводит на зачатый плод благословение Божие и делает его ещё прежде рождения любезным Богу.

Когда ребёнок увидит свет Божий и просветится святым крещением, как необходима ему и в это время молитва материнская! Ведь начинается его тернистое шествие по жизненному пути. Преодолеет ли он многочисленные искушения, опасности и болезни? Станет ли он настоящим человеком или будет им только по имени? Как он пойдёт по дороге жизни? Подобные вопросы, естественные и волнующие, часто рождаются в сознании матери, когда она, глядя на своего ребёнка, тревожно думает о его будущем. Но, думая о будущей жизни, воспользуйтесь, матери, святым моментом и помолитесь за земное счастье своих детей, а самое главное — за спасение их душ! И, поверьте, ни один вздох, ни одна слеза, пролитая за дитя ваше, не будут забыты у Бога, но привлекут благословение и милость Божию к нему.

Есть богатейшая сокровищница, рассказывающая о достойных представительницах нашего народа — русских женщинах, щедро увенчанных милостью Божией и прославленных из поколения в поколение. Этой сокровищницей является родная русская литература. Но о святых праведницах, «хрупких телом, но могучих духом», столь же убедительно повествует и церковная летопись. И здесь справедливость требует самой первой поставить лучезарную фигуру блаженной княгини Российской Ольги, как по времени её деятельности, так и по значению последней. К этому обязывает ещё и то, что она первой из русских женщин приняла крещение и первой же была причислена Церковью к лику святых. Значение равноапостольного подвига святой Ольги красочно определил древнерусский летописец: «Она была предшественницей христианской веры в земле нашей, как луч перед восходящим солнцем и как утренняя заря перед светом... Сия первая от Руси вошла в Царство Небесное, и сию хвалят сыны русские как правительницу и молит-венницу: ибо она и по смерти молит Бога за Русь». История недаром назвала её мудрой, а Церковь — равноапостольной.

Идеал женской духовной красоты с его глубоким благочестием и чистотою показала и другая русская подвижница, супруга Ярослава Мудрого, святая Анна — первая на Руси княгиня-монахиня. Вместе со своим сыном Владимиром, князем Новгородским, она содействовала построению знаменитого Софийского собора в Новгороде.

Другая Анна, сестра Владимира Мономаха, — первая из русских настоятельниц женского монастыря. Она ввела в своей обители строжайший устав, привезённый ею из Константинополя. В этой обители приняла монашество и дочь Мономаха — Марица.

Историю Русской Церкви украшает и своеобразная подвижница, святая Евфросиния Полоцкая, просвещённая деятельница, усердная переписчица святых книг и великая путешественница. Совершив паломничество в Иерусалим, она стала усердно просить Господа, чтобы Он сподобил её умереть на Святой земле. Удостоившись перед кончиной получить ангельское извещение, что двери рая ей отверсты, она мирно предала свой дух Богу. До сих пор стоит основанный ею Полоцкий Спасо-Преображенский собор.

Таковы деяния святых подвижниц Древней Руси и так велик их духовный подвиг, что даже татарское нашествие не смогло затоптать их светлый образ. Вот почему веками не угасают воспоминания о них и не умолкают духовные песнопения в их честь. Этих подвижниц роднит между собою страстное и вдохновенное стремление к Богу, величие духа, горячая беспредельная вера и любовь к ближним. Их прекрасные деяния столь впечатляющи и так убедительны, что не требуют многословного толкования. Их пример духовной жизни, порождённый неусыпной заботой о спасении, должен проникнуть в сознание каждого верующего человека и вызвать в ответ мощную волну добрых дел. Пусть же из глубины прошедших веков снова и снова воссияют славные имена наших святых молитвенниц и оживут в памяти их богоугодные дела, научающие нас идти той же многотрудной дорогой к вечности, какой шествовали эти угодницы Божии! Пусть их примеры, явленные нам Церковью, воспламеняют в нас желание и старание благоугодить Господу и хоть в малой степени быть похожими на наших святых женщин — подвижниц земли Русской!

Да благословит Господь всех любящих, неутомимых и самоотверженных женщин и да пошлёт Он мир и любовь в их души и семьи!

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку