- (077) "Солнце земли Русской". Святой благоверный князь Александр Невский
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(077) "Солнце земли Русской". Святой благоверный князь Александр Невский

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Святой благоверный князь Александр Невский

Возлюбленные о Господе братья и сёстры!

Сегодня в Старом Осколе — двойное торжество: праздник в честь святого благоверного князя Александра Невского и столетний юбилей этого замечательного храма, вверенного небесному покровительству русского князя. Мы знаем, что имена святых Божиих угодников никогда не «умирают», но всегда живы и на Небе, у Бога, и на земле, в сердцах людей. Вот поэтому в Священном Писании и сказано: «В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6). И одним из таких праведников является заступник земли Русской — Александр Невский, который был правнуком великого князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы, и прадедом святого благоверного князя Димитрия Донского. Он родился в самом начале XIII века, а это время было страшным потрясением для Святой Руси: с севера угрожали шведы, с запада наступал римо-католический орден псов-рыцарей, а с востока нахлынули татаромонголы. Задачей любого главы государства в это время было спасти Русь и поставить её в такие условия, чтобы она смогла выжить и продолжать свой исторический путь. Человеком, который принял на себя эту задачу и блестяще справился с нею, был в нашей истории святой Александр Невский.

С детских лет он унаследовал от своих родителей — князя Ярослава и княгини Феодосии — глубокую религиозность. Из его жития мы узнаём дивный случай. Когда ему было девять лет, в Новгороде случился великий голод. Смертность была огромной. Правда, Александру и его матери присылали продовольствие из других городов. Но всё, что получал, он отдавал голодающим, и для этого очень часто тайно уходил из своего дома. Однажды старый слуга заметил это и стал горько упрекать его: «Что ты делаешь?! Ведь ты умрёшь с голоду, если и дальше будешь раздавать свой хлеб». На это юный Александр ответил: «Что ты?! Бог всё видит и всё знает. Он никогда не оставит меня!» Шли годы, и когда исполнилось Александру семнадцать лет, отец благословил его на княжение в Новгороде и сказал: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — грозой твоих врагов».

Вскоре шведы, узнав, что в Новгороде правит такой малолетний князь, двинулись на Русь. Престарелый шведский король Эрик послал в пределы Новгородские с огромной дружиной своего зятя Биргера. Тот высадился в устье Невы и отослал Александру короткое и наглое письмо: «Я уже здесь. Если сможешь, защищайся». У Александра не было времени, чтобы собрать достаточно войска, и он вынужден был выступить против шведов со своей, хотя и храброй, но малочисленной дружиной. Положение было безвыходным, и всю свою надежду Александр возложил на Бога. Всю ночь перед сражением он молился в храме Святой Софии, а утром, приняв благословение архиепископа, сказал своим ратникам: «Нас не много, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде. Идите со своим князем!» И эта надежда на Бога не обманула святого князя. На подходе к Неве встретил его воевода Пелгус с вестью о явлении ему святых мучеников Бориса и Глеба, причём Борис говорил: «Брат Глеб, поспешим быстрее да поможем сроднику нашему Александру». Услышав эту весть, как молния, ударил Александр по шведам, поразил множество врагов, а Биргеру оставил на лице вечную «печать» своим острым копьём. За эту блистательную победу Александр и был навсегда назван Невским. С тех пор военная удача никогда не изменяла князю. Особенно это сказалось в 1242 году на льду Чудского озера. Битва с немецкими рыцарями, названная у нас «ледовым побоищем», стала «погребальным звоном» по Тевтонскому ордену. Много сражений пришлось вынести ему и с литовцами до тех пор, пока он их совсем не усмирил. Благодарный князь часто воздавал хвалу Богу.

К Единому и Всеблагому Господу Иисусу Христу вознёс он свои благодарственные молитвы и после победы над рыцарями. Но был у Александра и ещё один враг — папа римский Иннокентий IV. Не сумев «окатоличить» Русь насильно, при помощи шведов и немцев, он послал к Александру посольство в составе трёх кардиналов. Александр принял папских легатов и услышал от них следующее: «Знай, князь, что сам папа коронует тебя короной короля руссов, если подчинишься Святому Престолу Ватикана и примешь римо-католическое учение». Ответ верного сына Православной Церкви был твёрдым и решительным: «Мы приняли веру от Самого Господа Иисуса Христа, проповеданную нам святыми апостолами, а вашего римо-католического учения принимать — не желаем!»

В это время слава Александра гремела уже по всему свету, и сам татарский хан Батый желал видеть его. Поэтому с этого времени всё служение Александра направлено на облегчение от татарских поборов многострадального русского народа. И здесь «вырисовывается» ещё одна черта святого князя Александра — дар не только полководца, вождя и молитвенника, но и величайшего дипломата. Он, грозный победитель шведов и литовцев, гроза рыцарей, разбивший их настолько, что направил по другому «руслу» всю историю Тевтонского ордена, этот самый непобедимый русский князь вынужден был ездить в Орду и вести там долгие, изнурительные переговоры. Хан Батый всегда ласково принимал и даже награждал Александра, но, как говорили тогда в народе, «горше неволи — награда вражия». Ну, казалось бы, зачем это унижение?! Потому ли, что было безумием воевать «на два фронта» или потому, что татарская конница была более организована и многочисленна, или потому, что Александр не желал вторичного разгрома Руси и Новгорода, куда, благодаря его дипломатическим усилиям, татары вообще не были допущены? Пожалуй, единственно потому, что с татарами в то время все-таки можно было «договориться», а с рыцарями — нельзя. Потому что рыцари ставили перед собою задачу поголовного истребления всех славян, кроме нужного количества рабов. Татары таких целей никогда не ставили. Они требовали только дань — «ясак» и делали наших удельных князей «уполномоченными», совершенно не касаясь русской жизни, быта, религии и культуры. Поэтому в данном случае дипломатические переговоры святого князя Александра много раз спасали Святую Русь от новых татаромонгольских нашествий. А с рыцарями «переговоры» у Александра начались и закончились на льду Чудского озера. Именно здесь рыцарская конница, разгромленная Александром, навсегда закончила свой путь на восток.

Древние летописи говорят, что Александр был «хранителем земли Русской». Он двадцать семь лет стоял «на Божественной страже» Святой Руси. И если к двадцати годам новгородцы называли его «чистым и безгрешным», а к тридцати — «непобедимым», то к сорока, уже на «закате» своей жизни, он выступает как великий «печальник», страдалец за землю Русскую. Постоянные ратные подвиги, тяжёлые молитвенные бдения, недостаток «нормального» сна, изнурительные переговоры с татарами подорвали здоровье князя в самом расцвете сил. Сорок пять лет прожил на земле Александр Невский, и, чувствуя приближение кончины, принял монашеский постриг с наречением имени Алексия, причастился Святых Христовых Тайн и мирно, по-христиански, отдал Богу свою многострадальную душу. Это произошло 740 лет назад, осенью 1263 года.

Страшная весть о смерти святого князя так поразила Русь, что в народе говорили: «Закатилось Солнце земли Русской». Но, верный народу при жизни, не оставил Александр Святую Русь и после смерти. Почитание святого князя началось сразу же после его кончины, а в 1380 году, перед Куликовской битвой, были открыты его нетленные мощи. При царе Иоанне IV Грозном ему была составлена особая служба, а царь Петр Первый после изнурительной борьбы и победы над шведами велел перенести святые мощи великого князя в северную столицу, где они и до сих пор почивают в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1724 году специальным указом Петра Первого был установлен праздник в честь святого Александра Невского и учреждён драгоценный орден его имени. Святая Церковь дважды в году прославляет благоверного Александра Невского. Имя его известно далеко за пределами нашей Родины. Примером тому служат многочисленные храмы в его честь. Наиболее известны из них: Патриарший собор в Софии (Болгария), кафедральный собор в Таллинне (Эстония), древнейший храм в Тбилиси (Грузия). И сегодня, празднуя столетие этого замечательного храма, мы, русские люди, чувствуем призвание Божие к служению Отечеству и Церкви. В этом нам служит примером бессмертный образ Александра Невского, князя-ге-роя, князя-патриота, князя-воина и князя-инока.

О, благоверный княже Александре, все древние летописи говорят, что при жизни ты был прекрасен своим лицом... К сожалению, мы не знаем этого, потому что мы не видели тебя. Но Святая Церковь, знающая Небесный язык, обладает способностью показывать никем не видимое и рассказывать никем не слышимое. И, благодаря ей, мы теперь знаем твой великий духовный образ и твою святую красоту, благодаря которой ты записан в Книгу Вечной Жизни. И сегодня, склоняя перед тобою свои сердца, мы молимся тебе и мы просим тебя: «Не забывай нас перед Престолом Господа Славы. Молись за нас и за нашу многострадальную Родину, которую ты так любил, так защищал при жизни. Верим, благоверный княже, что твои святые молитвы всегда будут услышаны Богом, а твоим предстательством и защитой разрешится на Страшном суде и неразрешимое». Этой великой радости, по молитвам святого благоверного князя Александра, да сподобит нас Иисус Христос, наш Господь и Спаситель!

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку