- (080) История Белгородской Духовной семинарии в лицах
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(080) История Белгородской Духовной семинарии в лицах

ЖИВОЕ СЛОВО. (Доклады). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Ваше Высокопреосвященство!
Боголюбивые отцы!

Уважаемые гости!
Братья и сёстры!

Сегодня у всех нас незабываемый день. Белгородская духовная семинария отмечает свой десятилетний юбилей. Открытая в сентябре 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II наша семинария является уникальной в своём роде. Она единственная в Русской Православной Церкви имеет миссионерскую направленность. Её неизменным ректором со дня открытия является Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский.

Итак, позади десятилетний путь напряжённой работы, учёбы, молитвы и всевозможных послушаний. Кажется, всё было совсем недавно: подготовка и ремонт переданного гражданскими властями здания, приезд Святейшего, торжественное открытие и первые лекции — но это уже история 10-летней давности.

Многое пришлось пережить за это время. Были и радости, случались и разочарования — это неизбежно, когда вокруг столько разных людей. Но доказано самое главное — Белгородская семинария живёт, действует и, подобно духовному кораблю, совершает своё нелёгкое плавание по волнам житейского моря, руководимая водительством своего основателя и неизменного ректора — владыки Иоанна.

Надо сказать, что в течение всей истории существования Белгородской епархии задачи православного образования постоянно были одними из самых первоочередных в деятельности её архипастырей и пастырей. Достаточно вспомнить, что ещё святитель Иоасаф сразу же по прибытии в Белгородскую епархию, обратил самое пристальное внимание на образование духовенства. Вот почему первой заботой святителя стало открытие православных школ и училищ, как для священников, так и для мирян, на которые он не жалел ни своих сил, ни своих средств.

Поэтому сегодня хочется коснуться истории, вспомнить
«...дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой»

и события более чем 200-летней давности.

1787 год — время, которое позднее будет названо как «золотой век Екатерины». Россия уже давно вышла к берегам Тихого океана. Мудрой дипломатией и удачными оборонительными войнами она расширяет свои владения на юге и западе. Многие страны ищут её дружбы и покровительства. Целое созвездие блестящих имён украшает в это время корону Российской империи (Румянцев, Суворов, Ушаков, Потёмкин, братья Орловы...). Дипломаты, полководцы и флотоводцы, защитники и собиратели земли Русской...

Белгородская окраина к этому времени уже освящена стопами дивного угодника Божия — святителя Иоасафа, нетленные мощи которого покоятся под спудом Троицкого собора. А Белгородскую кафедру занимает в 1787 году епископ Феоктист (Мочульский). Он-то и стал создателем и первым руководителем Белгородской Духовной семинарии, взявшийся со всей энергией и здравым смыслом за постановку духовного просвещения и образования в своей епархии. Учредив БДС, преосвященный Феоктист построил для неё двухэтажный каменный корпус, а затем один за другим начал прибавлять новые предметы и классы, и с 1790 года в БДС стал преподаваться уже полный курс наук тогдашней семинарской программы. В каменном двухэтажном корпусе БДС оставалась до 1883 года, то есть до её перевода в Курск. Следует особенно отметить, что количество изучаемых предметов постепенно увеличивалось вплоть до изучения медицины, а богословие разделилось на несколько дисциплин. Многие из учебников были составлены самим преосвященным Феок-тистом, и особенно важным и полезным оказалось пособие по составлению проповедей. Им же была составлена и программа БДС, которая просуществовала до 1817 года, когда были утверждены общие правила российских семинарий. Вскоре, благодаря такой заботливости БДС во многом превзошла Харьковский коллегиум. Обязанная своим бытием преосвященному Феоктисту БДС постоянно пользовалась его особым вниманием и за 14 лет существования из неё вышли более 1000 выпускников не только в священнослужители, но и в медицинскую науку, в военную и статскую службу. А в Харьковский университет (только при его основании) поступило сразу 20 белгородских семинаристов. О значении обучения в Белгородской епархии для России и РПЦ хорошо сказал историк П.Н.Милюков: «В 1787 году в России было 46 епархиальных духовных школ и следует отметить, что из 2827 учеников, в них обучающихся, почти половина — 1331 человек приходилась на долю трёх епархий: Киевскую, Черниговскую и Белгородскую».

О значении белгородских семинаристов красноречиво говорит следующее историческое свидетельство: в 1798 году преосвященный Феоктист представил императору Всероссийскому Павлу Первому за дарованные суммы на БДС всепокорнейшее приложение — Оду от её питомцев под названием «История о древнем Саркеле, нынешнем Белгороде». В одной из её частей юные белгородские семинаристы возвещали всей России о состоянии наук в белгородских школах в царствование Павла. Император весьма благосклонно принял такое приношение и удостоил владыку ответным письмом из Павловска от 7 июля 1798 года. «Преосвященный епископ Белгородский и Курский Феоктист. Благодарю Вас за предоставление приветственных мне стихов от питомцев белгородской семинарии подносимых, за что изъявляя моё благоволение, пребываю к Вам благосклонный. Павел».

Дальнейшее развитие учебного процесса шло по линии введения новых предметов и оснащения учёбы приборами и наглядными пособиями. Кратко можно сказать, что за время существования БДС обучавшиеся в ней семинаристы получали высочайший уровень знаний и богословских, и светских, крайне необходимых для жизни пастыря. Из стен БДС вышли многие выдающиеся сыны Церкви и Отечества.

И рассказывая о питомцах Белгородской семинарии, прежде всего хочется вспомнить о самом известнейшем из них — митрополите Московском Макарии (Булгакове). Этот наш земляк принадлежит к числу великих богословов и церковных историков России, к числу приснопамятных святителей земли Русской. Являясь автором многотомной «Истории Русской Церкви», он и сам занимает в ней видное и яркое место. Как выдающийся иерарх, замечательный проповедник, признанный библеист, глубокий богослов и блестящий историк, он буквально заполняет собою, своим авторитетом целую историческую эпоху, длившуюся несколько десятилетий. Он владел, по отзывам современников, поистине неисчерпаемым запасом знаний и духовно-нравственных сил, позволявших ему предаваться непрерывной разносторонней научной деятельности и аскетическим подвигам. Духом величия и огромной нравственной силы веяло на окружающих от всего облика Московского митрополита. Такой нам представляется личность святителя в её общем восприятии, в её краткой общей оценке. О деятельности этой великой личности в качестве историка и богослова, а также о его колоссальном историческом труде стоит отдельно сказать несколько слов.

Родился он 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, в семье бедного сельского священника и во святом крещении был назван Михаилом. Его отец, Пётр Булгаков скончался ещё в молодые годы, оставив после себя вдову и 6 сирот без всяких средств к существованию. Нужда и бедность властно вошли в осиротевшее гнездо. Мальчика семи лет отдали на воспитание крёстному отцу — тоже священнику, за 7 вёрст от дома, а на девятом году жизни мать отвезла Михаила в город Корочу в приходское духовное училище. Надо сказать, что учёба давалась ребёнку с большим трудом и побеждалась только редкой в детские годы настойчивостью и трудолюбием. Спустя два года он был уже в уездном духовном училище, которое находилось в Белгороде, в одном здании с семинарией. Вследствие плохих способностей мальчику приходилось учить уроки тогда, когда другие сверстники играли во дворе. От шума и возни Михаил Булгаков уходил с учебниками в сложенные во дворе поленницами дрова и там всеми силами старался усвоить заданные уроки. Здесь-то и произошёл с ним удивительный случай. Однажды случайно брошенный кем-то из сверстников камень перелетел через дрова и попал в голову учившему урок мальчику. Потерявшего сознание и всего в крови его отнесли в лазарет, полагая, что после этого он уже не в состоянии будет продолжать учение. Но случилось обратное: с заживлением раны исчезли все следы болезненности и умственной отсталости ученика Булгакова. Преподаватели не узнавали своего малоспособного воспитанника. Его быстрый неожиданный расцвет духовных сил и способностей выдвинул Булгакова на первое место в классе. За свои блестящие успехи в науках он приобрёл такую любовь и расположение преподавателей, что они называли его не по фамилии, как всех учащихся, а по имени и отчеству — Михаил Петрович.

Не перечисляя всех литературно-богословских трудов нашего земляка, остановимся только на его «Истории Русской Церкви», составившей целую эпоху в нашей церковной историографии. По богатству фактического содержания и документальности изложения этот монументальный труд до сих пор остаётся непревзойдённым. Многие учёные считают «Историю Русской Церкви» митрополита Макария равноценной с трудом «История России с древнейших времён» Сергея Соловьёва. Труды Макария (Булгакова) благоговейно почитались многими русскими писателями — Н.С.Лесковым, А.П.Чеховым, А.С.Хомяковым. Лев Толстой в своем письме нашему земляку Страхову отзывается о владыке Макарии как о прекрасном и умнейшем человеке.

К любому научному и всякому умственному труду митрополит Макарий относился всегда с особой симпатией и всем труженикам науки оказывал самое энергичное моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию наук 120 тысяч рублей, полученных им в качестве литературного гонорара от продажи его сочинений, а также на премии за лучшие учёные и учебные труды. Весь этот громадный по тем временам капитал митрополит Макарий пожертвовал в 1867 году на учреждение премий за лучшие оригинальные сочинения на русском языке. Кроме того, владыка сделал большие денежные пожертвования в пользу духовных академий и семинарий. Ещё при жизни митрополита Макария его величали как «Великого и первого богослова России». Думается, что справедливая оценка заслуг митрополита Макария перед Церковью и Отечеством принадлежит будущему. А пока можно без преувеличения сказать словами древней летописи: «Такого же не бысть прежде в Русской земле, и по нем не вем, будет ли таков?»

Из других известных выпускников БДС необходимо упомянуть следующих лиц.

Священник Александр Иванцов-Платонов. Родился в 1835 году на Бел-городчине. Окончив духовное училище, поступил в БДС. Закончил её в 1856 году одним из лучших её учеников. В 1860 году Иванцов-Платонов заканчивает Московскую Духовную академию и направляется в Санкт-Петербургскую Духовную академию преподавателем на кафедру церковной истории. Через два года он переезжает в Москву, где в течение восемнадцати лет занимает место священника и педагога в Московском Александровском военном училище. В 1872 году Иванцов-Платонов утверждён экстраординарным профессором Московского университета. В 1878 году Александр Михайлович защищает докторскую диссертацию, затем в течение четырёх лет читает курсистам лекции по истории. Доктор богословия, он публикует свои работы: «Религия и наука», «Отчего беден русский народ и чем помочь ему», «О римском католицизме и его отношении к Православию». Профессор Иванцов-Платонов был избран почётным членом МДА и заслуженным профессором Московского университета. Как священник, он был награждён многими русскими орденами, включая и орден Святого Владимира III степени. Скончался протоиерей Александр Иванцов-Платонов в 1894 году.

Далее — Иван Александрович Енохин родился в 1791 году в семье сельского священника села Зимовенька Шебекинского района Белгородской области. Окончил духовную семинарию в Белгороде, откуда в 1817 году ушёл в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, которую закончил с серебряной медалью. Был избран академиком Медико-хирургической академии и четырёх иностранных академий, а также многих медицинских обществ.

Скончался в 1863 году в Париже, погребён на кладбище Воскресенско-Новодевичьего монастыря.

Интереснейшей личностью был и выпускник Белгородской семинарии Василий Алексеевич Якимов (1800 (1802 ?) — 1853 гг.) — профессор Харьковского университета, первый переводчик В.Шекспира в России (проза). Он выходец из семьи священника Курской епархии. После окончания Белгородской семинарии, не принимая сана, поступил «своекоштным» студентом в Харьковский университет, который закончил со степенью кандидата. Преподавал в Харьковском институте благородных девиц, затем в университете читал русскую словесность. В 1832 году при Санкт-Петербургском университете защитил диссертацию на степень магистра русской словесности. В этом же году за научный труд «О красноречии в России до Ломоносова» без защиты Якимову присуждается степень доктора русской словесности. Превосходно владея английским языком, он взял на себя труд донести до русского читателя доподлинный смысл произведений великого английского драматурга В.Шекспира, переводя их на русский язык. С 1839 года В.А.Якимов — ординарный профессор Харьковского университета. Написал «Грамматику персидского языка». С 1852 года в отставке. В 1853 году умер и похоронен в Харькове.

Особого внимания заслуживают и многие архипастыри Русской Православной Церкви — питомцы и выпускники Белгородской семинарии, такие, например, как епископ Саратовский и Царицынский Евфимий (в миру Иван Иванович Беликов (1813-1863 гг.)). Родился он 30 декабря 1813 года в с. Радьковка Корочанского уезда (ныне Прохоровский район), в семье причетника. Окончил Белгородское духовное училище, а затем и Белгородскую Духовную семинарию, по икончании которой как один из способнейших семинаристов был направлен в Киевскую Духовную академию. После завершения учёбы несколько лет был во Владимирской Духовной семинарии профессором богословских наук. С 1841 года назначен инспектором в эту семинарию, а через 6 лет и ректором в сане архимандрита. Потом переводится настоятелем Переяславского Данилова монастыря. Короткое время служит в Санкт-Петербурге, откуда назначается на должность ректора Новгородской семинарии. В 1856 году посвящён в сан епископа Старорусского. А в 1860 году переведён в Саратов, где и нёс нелёгкий крест архиерейского служения до самой смерти. Умер 17 октября 1863 года.

Следующий владыка Нафанаил, наш земляк — в миру Николай Иванович Савченко — сын белгородского священника. По окончании БДС сразу же поступил в Киевскую Духовную академию, которую блестяще закончил в 1825 году со званием бакалавра немецкого языка (1827 г.). Преподавал философию в Киевской Духовной семинарии, а после защиты магистерской диссертации был назначен профессором. После смерти жены в 1832 году принял монашество. Переведён на должность профессора философии в Тверскую Духовную семинарию. С 1834 года ректор Каменец-Подольской Духовной семинарии и одновременно профессор богословия. Через 5 лет ректор Костромской Духовной семинарии. А спустя ещё 3 года назначен священником в Санкт-Петербург, где прослужил 8 лет. После этого возведён в сан архимандрита при викарном епископе Санкт-Петербургской епархии. Потом недолго служил викарием Старорусским в Новгородской епархии. Затем епископом Полтавским, Архангельским и, наконец, Черниговским уже в сане архиепископа до самой смерти, в марте 1875 года.

Подобная судьба у многих владык, начавших свой духовный путь в Белгороде. Например, архиепископ Новгородский Иаков (Иосиф Иванович Вечерков). Родился в 1792 году в с. Серебрянка Новооскольского уезда, в семье диакона. В 1814 году окончил Белгородскую Духовную семинарию и 2 года преподавал в ней. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую закончил со степенью магистра. С именем Иаков постригся в монахи в 1819 году. В течение ряда лет ректор Орловской, Севской, Екатеринославской духовных семинарий. Затем, с 1827 года — архимандрит Григорьева Бизюкова монастыря. Через 4 года хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. Спустя 15 лет переведён на Нижегородскую кафедру, где через 2 года возведён в сан архиепископа. Некоторое время заседал в Священном Синоде, потом возвратился в Нижний Новгород. Написал книги: «Статистическое описание Саратовской епархии», «Исторический очерк Саратовского края», «Исследование о месте столицы Кипчаковской орды» и др. В пяти городах Саратовского края владыка Иаков открыл духовные училища и построил множество храмов. Умер архиепископ Иаков в Санкт-Петербурге 20 мая 1850 года.

Надо сказать, что за время своего существования БДС дала Церкви 8 архиереев. Среди них и епископ Калужский Владимир (Василий Степанович Никольский). Родился в семье священника Курской епархии. Закончил духовную семинарию в Белгороде. Служил священником в Херсонской губернии, а в 1857 году, после смерти жены, принял монашеский постриг. Спустя 2 года поступил в Санкт-Петербургскую академию, которую закончил со степенью магистра. Был назначен инспектором и профессором Рязанской Духовной семинарии. А с 1867 по 1869 годы — инспектор Казанской Духовной семинарии. Затем ректор Самарской Духовной семинарии, а с марта 1875 года — епископ Брестский, викарий Литовский. Через 2 года переведён в город Ковно (Каунас), затем в Калугу и, наконец, в Пермь. В этой епархии преосвященный епископ Владимир прослужил 12 лет и мирно отошёл ко Господу в 1900 году.

Добрым словом хочется вспомнить и замечательного врача Платонова Петра Савича (1823-1858 гг.) — профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, доктора медицины. Родился он в семье священника в 1823 году в с. Серебрянка Новооскольского уезда. Окончил духовную семинарию в Белгороде и поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию со званием докторанта. Был удостоен премии Буша. После окончания академии был направлен в клинику великого русского хирурга Н.И.Пирогова. В 1853 году защитил диссертацию, был удостоен степени доктора медицины. Через три года избран адъюнктом профессора, продолжая преподавательскую деятельность в академии. Ученик Пирогова, он всячески поддерживал то направление в хирургии, которое возглавлял великий хирург. Значителен вклад П.С.Платонова в медицинскую науку. Им было написано 16 научных трудов. Многое в творчестве, в службе П.С.Платонова показывало, что из него выйдет «блестящий хирург». Для продолжения научных трудов в 1858 году Платонов выехал в научную командировку за границу, где скоропостижно скончался в 1858 году. (Ну что ж, на все воля Божия, человек предполагает, а Бог располагает).

Далее Михаил Григорьевич Халанский (1857-1910) — член-корреспондент Российской академии наук, ординарный профессор Харьковского университета, крупный филолог и историк русской литературы. Родился в 1857 году в с. Расховец Щигровского уезда Курской губернии. Закончил Курское уездное училище, а затем и духовную семинарию в г. Белгороде. Продолжал образование на историко-филологическом факультете в г. Харькове. По окончании университета преподавал в Белгородской мужской и женской гимназиях русский язык до 1885 года. Затем некоторое время работал педагогом в харьковской гимназии. Одновременно Халанский серьёзно занимается фольклором Курской и Харьковской губерний, изучает говоры, записывает песни. Будучи учителем, защищает в 1888 году магистерскую диссертацию. А через шесть лет в Харькове и докторскую, на тему южносербского эпоса, для чего предпринял поездки в Сербию и Австрию. С 1889 года приват-доцент, через три года — экстраординарный, а в 1899 году ординарный профессор Харьковского университета. Всю свою жизнь М.Г.Халанский посвятил славянскому фольклору, русской диалектологии. Его научные труды и смелые идеи появились в статьях на страницах «Русского филологического вестника», а также вышли отдельной книгой. Профессор М.Г.Халанский был избран член-корреспондентом Академии наук. В 1910 году его не стало.

Хочется упомянуть и об Иване Тимофеевиче Васильеве, питомце Белгородской семинарии, ставшем народным учителем. Происходил из семьи священника Белгородской епархии. Позднее закончил Харьковский коллегиум и Курскую главную народную школу. С 1782 года учительствовал в Белгородском главном народном училище. Является автором «первопечатной» книги в Курской губернии «Благополучное время, или Разговор мальчика со стариком», изданной в г. Курске в губернской типографии в 1792 году.

Наконец, Иван Ипатович Запольский (1773-1810 гг.) из семьи малороссийского священника. Окончил Белгородскую Духовную семинарию и долгие годы был профессором знаменитого Казанского университета.

Можно ещё бесконечно много говорить о славном прошлом белгородской духовной школы, о её традициях, преподавателях и питомцах, но отпущенный регламент не позволяет этого сделать, поэтому пора переводить стрелки уже на наше современное бытие и время.

Как известно, с 1883 года духовная семинария из Белгорода была перемещена в Курск, ставший вскоре новым центром епархии. В Белгороде же молодёжь получала духовное образование в гимназиях, воскресных школах и уездном духовном училище. А для повышения уровня образования надо было уже ехать в Киев, Москву, Петербург и другие семинарско-академи-ческие центры.

С приходом к власти большевиков-безбожников духовное образование в нашем крае, как почти и по всей России, переживало чрезвычайно тяжёлый период, но не угасло совсем. На весь тогдашний Советский Союз всё-таки было 3 духовных семинарии и 2 духовные академии.

В 1990 году в Курске вновь было открыто духовное училище, преобразованное в следующем 1991 году в духовную семинарию, которая имела тогда 4 пастырских класса, а также иконописный класс, регентское и заочное отделения. Со дня основания семинарии её ректором был до декабря 1995 года Преосвященный Иоанн, викарий Курско-Белгородской епархии, а с 18 июля 1995 года — епископ Белгородский и Старооскольский.

В сентябре 1995 года в Белгороде был торжественно открыт Православный духовно-образовательный центр во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских. В этот центр вошли Православная гимназия для детей школьного возраста и подготовительное отделение духовной семинарии. А 25 декабря 1995 года, в рамках выполнения программы возрождения миссии РПЦ на её канонической территории Священный Синод своим определением поручил Преосвященному Иоанну, епископу Белгородскому и Старооскольскому, подготовить открытие семинарии миссионерской направленности в городе Белгороде. Благодаря поддержке администрации Белгородской области, за короткий срок были созданы необходимые условия для работы духовной школы, и 17 июля 1996 года определением Священного Синода было принято решение об открытии Духовной семинарии с миссионерской направленностью в г. Белгороде. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ректором Белгородской Духовной семинарии назначен Высокопреосвященнейший Иоанн (в то время епископ), а ныне архиепископ Белгородский и Старооскольский. Воссоздание БДС стало важным шагом на пути возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви.

И сегодня, мысленно вглядываясь в ту старинную эпоху, в туманную даль веков, видишь живую связь времён. Первый ректор Белгородской семинарии — Феоктист (Мочульский) и последний — архиепископ Иоанн (Попов), который восстановил, возродил, воскресил вдохнул новую жизнь в потухшую лампаду и она ожила и стала светить и излучать тепло. Альфа и Омега (первый и последний). Один — такой далёкий, другой — такой близкий. Но иногда кажется, что они идут рядом, потому что в богослужении нет времени, но есть подлинное бессмертие, которое не требует доказательств, но слышно во все дни истории и за каждой Божественной литургией.

Любая духовная православная школа — это тот благодатный улей, где собирают нектар знаний, и из которого потом разлетаются по всей земле («даже до края земли») наши пастыри — будущие проповедники и архитекторы христианства.

Сегодня во многих уголках Великой, Белой и Малой Руси трудятся на ниве Христовой наши выпускники (в пятидесяти епархиях и двенадцати странах ближнего и дальнего зарубежья).

И я благодарю Бога за то, что с первых дней жизни нашей семинарии служу в ней преподавателем истории христианства и являюсь как бы привратником, которому выпала счастливая возможность вместе с владыкой первому открыть её двери для всех желающих.

И, естественно, хочется, чтобы в неё входили и многие другие...

Ныне, уже в XXI веке от Рождества Христова, в Белгородской Духовной семинарии сохраняются лучшие былые традиции прежних лет и появляются новые, например, участие семинаристов во время практик в миссионерских поездках по стране (Якутия, Калмыкия, Сибирь, Чукотка и Камчатка); социально-миссионерская работа в наиболее тяжёлых отделениях городских больниц; встречи-беседы с учащимися различных учебных заведений; миссионерские поездки за границу. И очень часто из тех мест, где бывают в качестве миссионеров воспитанники нашей семинарии, приходят благодарственные письма и поздравления. Это даёт надежду, что у богатой истории БДС будет достойное продолжение «и ныне и присно».

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое, и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества. Миссия Церкви сегодня, прежде всего, в лице выпускников духовных семинарий должна быть, как никогда, многообразной и сопровождаться особым подходом к каждой категории людей, к которым мы обращаем своё слово.

Будем же неустанно молить Бога о даровании нашей родной семинарии с миссионерской направленностью обильной помощи Божией и сил духовных учащим и учащимся. Да не оскудеет в ней и далее, по молитвам святителей Иоасафа Белгородского и Иннокентия Московского, свидетельство веры Христовой, Дух Евангелия и подвиг нелегкой христианской жизни.

2006 г.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку