- (007) Церковь и литургия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(007) Церковь и литургия

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Воскресная проповедь.

Братья и сёстры!

Сегодня, по сложившейся многолетней традиции, мы собрались здесь, в этом храме, чтобы "едиными устами и единым сердцем" помолиться за Божественной литургией. Вот уже две тысячи лет на протяжении существования Церкви в ней постоянно совершается эта неземная служба.

В Новом Завете, сразу же после четырёх Евангелий, следует чудесная книга, с которой, собственно, и начинается История Церкви. И книга эта называется "Деяния Святых Апостолов". В ней говорится о рождении Церкви. И что интересно - книга эта как бы обрывается незаконченной. А это значит, что история Церкви не закончена даже и в настоящее время, как не закончена книга Деяний Апостольских.

Но что такое История? А это повествование о замечательных событиях прошлого, изложенное в систематическом порядке, то есть в хронологической последовательности. (А замечательных уже потому, что их заметили).

А что такое Церковь? А это основанное и руководимое Господом Иисусом Христом общество людей, верующих в Него, освящаемых в таинствах, в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни.

И как бы знаком того, что история Церкви не закончена, является то, что в книге "Деяний" не стоит в конце слово "Аминь", как в других книгах Нового Завета. По этому, вспоминая двухтысячелетнюю Историю Церкви, мы не только радуемся, что имеем счастье принадлежать к Ней, но и с благодарностью чтим память Святых Отцов, которые потрудились на пользу Церкви за прошедшие века, и не исключаем и самих себя из числа тех, кто ещё может внести свою лепту, свой вклад в общий исторический ход.

Основал Церковь не какой-то философ или полководец, или учёный, или император - но Богочеловек Иисус Христос, Сын Божий. "Созижду (то есть создам) Церковь Мою, и врата ада не одолеют её", - сказал Господь. Поэтому Церковь пребудет всегда, ибо это учреждение не человеческое, но Божественное. Да, физически она может сокращаться, как это было несколько десятилетий назад, или расширяться, как это происходит сейчас, но мистически она пребудет вечно.

Святые Отцы любили сравнивать Церковь с духовным кораблём. Управляет этим кораблём Бог Отец. Основатель - Бог Сын. Тот божественный ветер, Который дует в паруса этого корабля и ведёт его - Бог Дух Святой. Мачта этого корабля - животворящий Крест. Работники - священнослужители, а пассажиры - все верующие, которые переправляются на этом корабле через житейское море скорбей и болезней в горнее отечество, в Небесный Иерусалим, к тихой и вечной пристани.

Стержнем, сердцевиной духовной жизни Церкви является Божественная литургия, за которой проходит вся земная жизнь Иисуса Христа, а затем преломляется Его Пречистое Тело и изливается Его Святая Кровь. То самое Тело, Которое страдало на Кресте, и та самая Кровь, Которая стекала к подножию Голгофы.

У нас в России часто народ называет эту службу "обедней", потому что она всегда совершается до обеда. Все остальные службы - вечерня, утреня, часы - это только подготовка к Божественной литургии, во время которой все желающие, причащаясь Тела и Крови Христовых, соединяются с Богом в жизнь вечную.

В переводе с греческого слова "литургия" означает "общее дело", "общее служение". А Божественной она названа потому, что установлена Самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечери незадолго до Его распятия и смерти.

На протяжении Своего трёхгодичного служения людям Господь неоднократно называет Себя таинственным "Хлебом": "Я есть Хлеб, сшедший с небес. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нём. Я воскрешу его в последний день. Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни. Я есть Путь, и Истина, и Жизнь".

В этих словах всё Евангелие.

И незадолго до Своего распятия и смерти Спаситель на вечные времена устанавливает Таинство Причащения. Для этого Он собирает Своих учеников в Сионской горнице и на Тайной вечери пресуществляет принесённый хлеб (артос) в Тело Своё, а вино от плода лозного в Пречистую Кровь Свою. Подчёркиваю, в греческом переводе "артос", а не "аксимон", то есть опреснок. Таким образом, совершается первая в мире Божественная литургия, и ученики Христовы, святые апостолы, самыми первыми причащаются. И завещая Своим последователям совершать литургию до сканчания времён, Господь говорит: "Сие творите в Моё воспоминание". Об этом завещании говорят все четыре евангелиста. Поэтому вот уже на протяжении двух тысяч лет совершается эта таинственная и великая служба - Божественная литургия, во время которой проходит вся земная жизнь Иисуса Христа, от Его рождения до распятия, смерти и воскресения.

И как Тайная вечеря совершалась в горнице, богато убранной, так и у нас литургия совершается в храме, украшенном иконами и святыми изображениями.

На Тайной вечери была проповедь и молитва "о мире всего мира". И мы за литургией молимся "о всех и за вся" и прповедуем Слово Божие.

Тайная вечеря сопровождалась духовным пением. "И воспев, встали и пошли на гору Елеонскую", - сказано в Писании. И мы сопровождаем эту службу церковным пением.

Евангелие говорит, что впервые о Рождестве Христовом возвестили миру ангелы словами: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Поэтому и литургия начинается собственно с Рождества Христова, когда священник, стоя у престола, произносит эти слова. При этом он целует Евангелие как Самого Христа, а престол, как ясли, куда был положен родившийся Богомладенец. Возгласом "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа" полагается начало литургии. Как из пещеры, в которой совершилось Рождество, выходит из алтаря диакон к народу и словами "Миром Господу помолимся" начинает общественную молитву.

В безвестности проходят детство и юность Иисуса Христа на земле, и хор поёт о великом снисхождении и любви Бога к падшему человечеству.

По достижении Спасителем зрелого возраста и выхода Его на общественную проповедь говорит вынос Евангелия на малом входе. Но мы знаем, что прежде чем прийти Спасителю, приходил Иоанн Предтеча, чтобы приготовить мир к пришествию Бога. Сам Господь назвал Иоанна "святильником, горящим и светящим". Поэтому на малом входе впереди Евангелия всегда выносится святильник - зажжённая свеча.

Далее по ходу литургии читается Апостол, потому что прежде, чем пойти Самому для благовестия в города и селения, Господь послал впереди Себя учеников - апостолов, что в переводе с греческого означает "посланник".

Затем читается и Евангелие, то есть то учение, те слова, которые произносил  и произносит Сам Бог.

В Писании сказано, что "Бог не есть Бог мёртвых, но живых". У Него все живы, и те, кто ещё проходит этот земной путь, и те, кто уже покинул мир, и ушёл в вечность. Поэтому за литургией Церковь молится и за живых, и за усопших.

По ходу Божественной литургии совершается Бескровная Жертва, символизирующая заклание Сына Божия за грехи мира. И как разбойник на кресте просил умирающего Иисуса помянуть его "во Царствии Своём", так и во время литургии на великом входе священнослужители просят Бога помянуть и Патриарха, и правящего архиерея, и всех православных христиан. В таинственный момент погребения Иисуса священник символизирует собой Иосифа Аримафейского, а диакон - Никодима, которые погребали тело Христа, "плащаницею чистою обвив", после чего гробница была закрыта большим камнем, а к дверям пещеры приставлена печать и стража. Поэтому и Царские врата в этот момент закрываются, и завеса задёргивается.

Но как печать и камень не удержали воскресшего Христа, так и во время литургии уже слышится возглас "двери, двери, премудростью вонмем". При этом предстоящий народ поёт Символ веры, в котором исповедует Христа, "страдавша и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанию". Наступает самая главная часть литургии - "евхаристический канон" - во время которого и происходит таинственное пресуществление хлеба, то есть просфоры в Тело Христово, а вина - в Его Пречистую Кровь. И так велика эта бескровная Жертва, что священник возглашает: "Святая святым", то есть предназначена только для святых.

Но кто же свят в этом мире. кроме Самого Бога? И народ отвечает пением "един свят, един Господь Иисус Христос".

После этого начинается причащение сперва священнослужителей, а затем и мирян.

Так велико Таинство литургии, что Святые Отцы говорят: "всё проходит в этом временном мире, как сон, и только Божественная литургия остаётся неизменной и вечной". И сегодня она совершается так же, как и тысячу лет назад. А "мир этот грешный существует и сохраняется только ради литургии. И если сегодня прекратится литургия, то завтра наступит конец света".

Наш святой Димитрий Ростовский говорит: "Господи. Ты мой покой и моя радость, мой мир и моя надежда. Поступай со мной как угодно Твоей святой воле. Можешь увенчать меня здоровьем, а можешь и лишить его, ввергнув меня в болезни. Не лишай меня только радости - приступать к Твоей Божественной Чаше. Даруй мне через причащение с Тобой жить и с Тобой умереть".

Когда-то, ещё за тысячу лет до Рождества Христова, псалмопевец Давид, провидев миллионы грядущих причастников, воскликнул: "Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Вкусите и видите, яко благ Господь".

А Серафим Саровский в беседе с помещиком Мотовиловым сказал: "Радость моя, знай, что все, кто причащается, спасутся, а кто не причащается - не мню", то есть не знаю.

Поэтому возблагодарим Господа за то, что мы принадлежим к Его Святой Церкви и имеем возможность припадать к Его Святой Чаше.

По своим грехам мы достойны смерти и адских мук, а Господь прощает нас и делает причастниками Своего Тела и Крови, открывая перед нами врата Царствия Божия. И что же сказать нам на это? "Слава долготерпению Твоему, Господи!"

Поэтому хочется от всего сердца поздравить и сегодняшних и вчерашних причастников с этой радостью, а грядущим причастникам пожелать как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин и преисполняться тем великимсчастьем, которым живут сердца всех, достойно приходящих ко Святой Чаше!

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку