- (011) Сергий
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(011) Сергий

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Иисус Христос, обращаясь к ученикам Своим, говорил: «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Иметь такую любовь к Богу, о которой говорил Христос, значит быть величайшим угодником Божиим. И к таким великим угодникам и относится святой праведник нашего Отечества, Преподобный Сергий. Что влечёт нас к Преподобному Сергию? Разве мало у нас других святых? «Нет, — скажет русский человек, — много». Но сердце влечётся к Преподобному Сергию потому, что он есть самый великий святой нашей земли, её духовный богатырь и её Ангел Хранитель. «Чтобы понять Россию, надо понять лавру, а чтобы понять лавру, нужно внимательным взором всмотреться в её основателя, Преподобного отца нашего Сергия, ибо он есть воистину избранник Божий».

Не Сергий избрал Бога, а Сам Господь в образе Пресвятой Троицы избрал Сергия ещё тогда, когда он и на свет не родился. За два месяца до своего рождения, будучи во чреве материнском, Сергий трижды, троекратным криком прославил Пресвятую Троицу. В один воскресный день мать его, благочестивая Мария, будучи плодоносящей, пришла в церковь к Божественной литургии и по обычаю стала в притворе вместе с другими женщинами. Началась служба. Уже пропели «Святый Боже» и, когда стали читать Евангелие, вдруг среди общей тишины младенец вскрикнул у неё во чреве так, что многие обратили на это внимание. Служба, однако, продолжалась. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул во второй раз, притом уже так громко, что голос его был слышен по всей церкви. Мать испугалась, а стоявшие вокруг женщины стали переговариваться. Между тем литургия шла своим порядком. Прошло ещё некоторое время, и, когда священник возгласил «Святая Святым», младенец вскрикнул в третий раз, и смущённая мать едва не упала от страха, она начала плакать... Так будущий светильник земли Русской, ещё не родившись на свет, уже трижды прославил Бога. И этот троекратный крик стал свидетельством того, что цель жизни Преподобного Сергия — это прославление Пресвятой Троицы через служение Церкви и народу Божию.

Вскоре, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии родился сын, которого они назвали Варфоломеем, что значит «данный Богом». С первых же дней своей жизни младенец удивил всех тем, что по средам и пятницам не принимал молока матери. А если ей случалось в какое время есть мясо, то не брал грудь и в те дни. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

По исполнении семи лет Варфоломей вместе со своими братьями Стефаном и Петром был отдан в школу. Братья учились успешно, а Варфоломей сильно отставал, хотя учитель и помногу занимался с ним. Это сильно тревожило отца и мать. Родители бранили ребёнка, учитель наказывал, сверстники насмехались. А Варфоломей со слезами молился. И горячая детская молитва его была услышана. Однажды отец послал его в поле за лошадьми. По дороге мальчик встретил старца, который стоял под деревом и молился. Это был посланный Богом ангел. Мальчик приблизился к нему и, дождавшись окончания молитвы, взял у него благословение. «О чём скорбишь?» — спросил старец. Варфоломей поведал ему о своём горе. Узнав об этом, старец вместе с ребёнком снова встал на молитву, а затем дал ему часть просфоры и сказал: «Возьми, чадо, и ешь. Это даётся тебе для разумения Священного Писания. А об учёбе не скорби. Знай, что отныне Господь даст тебе знания больше всех братьев и друзей, так что будешь других учить».

С тех пор юный отрок без труда читал и понимал содержание святых книг. Наложив на себя строгий пост, он всё сильнее стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного богослужения. Уже тогда он понимал, что только свободная от земных привязанностей душа готова и способна принять спасительную благодать Божию.

После смерти своих родителей Варфоломей вместе со своим братом Стефаном ушёл в дремучий Радонежский лес и здесь начал свой подвижнический путь, полный трудов и лишений. Сначала они поставили крохотную избушку-келью, а потом и небольшую деревянную церковь, которую освятили во имя Пресвятой Троицы. Кроме лесных ягод и грибов, есть было нечего. Голодно, холодно, бедно — и вскоре, не выдержав трудностей жизни в этом месте, старший брат Стефан ушёл. Варфоломей остался один, и началась борьба. Дьявол рыдал на разные голоса, стучался по ночам в дверь, угрожал подвижнику через зверей и особенно много через ядовитых змей, заползавших прямо в келью. В житии Преподобного сказано, что были и другие страшные искушения и видения, о которых лучше и не упоминать. Но, всё терпя и молясь, Преподобный восходил от силы в силу. Когда ему исполнилось 23 года, его навестил игумен Митрофан и постриг молодого подвижника в монашество с наречением имени Сергий. В Писании сказано: «не может укрыться светильник на верху горы», и постепенно Сергий стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Они стремились к нему, и Преподобный всех принимал с любовью. Вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати монахов. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками строил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду — был для братии и поваром, и мельником, и дровосеком. Служил всем, как раб, ни на минуту не покладая рук, и всё это соединял с постом и молитвой. Нет, он не истязал свою плоть веригами и не карал грешников, но руководил кротко и с любовью. В поздний час, когда наступала ночь, он обходил кельи монахов и если услышит кого, что он молится или читает Писание, или плачет о грехах своих, то о таких радовался и благодарил Бога, молясь за них. Если же услышит, что сошлись двое или трое и разговаривают или смеются, то такими оставался недоволен, скорбел и, ударив рукою в дверь, уходил. Случались и голодные годы. В такое время и есть было нечего; и облачение было старенькое, залатанное; и свечей не было — палили лучину, бересту. Но оставалась вера и любовь к Богу — и братия, по молитвам Сергия, сама пылала этой любовью к Господу, как тысяча свечей. И слава Преподобного становилась известной далеко в округе. Как-то пришёл в обитель один крестьянин, принёс монахам хлеба и спросил, как ему увидеть Сергия. В это время Преподобный работал в огороде. Мужичку указали: «Вот он копает грядки». «Этот? — удивился крестьянин, — да разве это Сергий, я ожидал увидеть что-то великое». В это время в монастырские ворота въезжал князь Московский Димитрий Иванович. «А посмотри туда, — указал Сергий на князя, — там и увидишь великое».

Часто в обители не хватало воды, её приносили издалека. И тогда Сергий молитвенно извёл из земли источник и благодарная братия сразу же назвала его Сергиевым. Но Преподобный строго запретил называть родник его именем и сказал: «Не я дал вам этот источник, но Господь даровал нам, недостойным». Надо сказать, что этот источник сохранился до сих пор, и тот, кто бывал в лавре, наверно, хорошо помнит, как в надкладезной часовне стекает с креста вода этого источника. Многочисленные паломники и по сей день пользуются его целебной водой.

Историческим примером в Духе Святом может служить поклон Сергия, сделанный им святителю Стефану. Архиепископ Стефан ехал из своей епархии в Москву. Путь пролегал в восьми верстах от обители Сергия. Зная, что за лесом находится монастырь Преподобного и предполагая посетить его на обратном пути, святитель Стефан остановился, прочитал молитву и, поклонившись Преподобному, сказал: «Мир тебе, духовный брат». В это время Сергий с братией сидел за трапезой. Вдруг встал и, повернувшись в сторону лесной дороги, также поклонился и произнёс: «Мир и тебе, пастырь стада Христова». Двое учеников его, удивлённые таким поступком, поспешили к дороге и, догнав святителя уже далеко, убедились в истинности этого чудесного случая.

Как уже говорилось, первую церковь в своей обители Преподобный Сергий освятил в честь Животворящей Троицы. Но если храм был посвящён Пресвятой Троице, то должна была стать в нём и храмовая Троичная икона. Был у Сергия ученик, молодой иконописец Андрей Рублёв. Ему-то и поручил Сергий написать икону Пресвятой Живоначальной Троицы. Икона эта широко известная, она сохранилась до наших дней и, когда смотришь на неё, то видишь, что как бы внезапно сдёрнутая завеса вдруг приоткрыла перед нами часть потустороннего, вышнего мира. Чтобы правильно понять это, необходимо вспомнить, что когда создавалась эта икона, Русь была попрана татаромонголами. Повсюду лилась кровь и слёзы народа. Междоусобные распри князей чередовались с набегами кочевников. И среди этого всеобщего одичания и скорби вдруг открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, небесный мир. Вражде и ненависти, царящим в земном уделе, противопоставилась взаимная любовь в вечном согласии и безмолвной беседе. Бесконечная друг перед другом покорность, тишина и невыразимая грация взаимных склонений — таково было творческое содержание Троицы. Это было небо на земле. Кажется, в этой иконе Андрей Рублёв воплотил непостижимое. Откуда же он, молодой монах, взял всё это? От опыта учителя и духовного отца своего Преподобного Сергия. Поэтому не Андрей Рублёв, а сам родоначальник земли Русской — Сергий Радонежский есть истинный творец величайшего из произведений не только русской, но и мировой кисти. Наш замечательный философ Павел Флоренский по этому поводу пишет: «В иконе Троицы Андрей Рублёв был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием». Благодаря этой иконе, весь православный мир стал отмечать праздник Пресвятой Троицы, ибо до этого ни Русь, ни Византия такого праздника не знали — праздновали просто день Пятидесятницы.

В это страшное для России время, когда татарские орды Мамая топтали нашу землю, Сергий очень много потрудился для того, чтобы погасить междоусобицы и распри князей, восстановить между ними мир, подчинить их Московскому князю и таким образом соединить в могучий кулак. И когда настал решительный час битвы за веру и Отечество, в Троицкую обитель прибыл сам великий князь Московский Димитрий. Он пришёл к Сергию не за телесной силой, а за духовным благословением, без которого невозможно одержать победу. В беседе с князем Сергий напомнил ему слова Христа: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих». Затем, предсказав победу, Сергий благословил его и, как залог успеха, дал ему двух иноков-ратоборцев — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 8 сентября 1380 года на поле Куликовом произошла историческая битва, в которой Димитрий Донской показал себя не только великим полководцем, но и верным учеником Преподобного Сергия, ибо постоянно призывал его в молитвах. И Сергий духом своим был в этой битве и, прозревая имена павших воинов, самый первый совершил по ним панихиду. Битва закончилась славной победой русского оружия, и вскоре благородный князь Димитрий отправился к Сергию. Вместе они совершили поминовение павших воинов. Это произошло в субботний день памяти Димитрия Солунского. Так была установлена Димитриевская родительская суббота — поминовение павших воинов.

Анализируя, то есть подводя итог всей жизни Преподобного, историк Ключевский указывал на огромное влияние личности Сергия на возрождение духовных сил русского народа. Но нельзя умолчать и о чудесах Преподобного Сергия. Все они разделяются на 4 ряда. Первый: это изгнание бесов, кормление медведя, изведение источника. Второй: исцеление болезней. Третий: дар пророчества, то есть предвидения (например, предсказание победы в Куликовской битве). И, наконец, четвёртый, выделяющий Преподобного от остальных святых, как солнце от звёзд: это посещение его ещё при жизни Пресвятой Богородицей. Однажды ночью Сергий читал акафист Матери Божией перед Её иконой. Закончив чтение, присел отдохнуть, но неожиданно встал и говорит ученику своему Михею: «Приготовься. Нас ожидает чудесное посещение». В это время в сенцах стал разливаться необычайно яркий свет. Раздалось пение: «Се Пречистая грядет». Дверь открылась и Сама Пресвятая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна предстала перед смущённым Сергием. Преподобный с учеником пал на землю, но Матерь Божия прикоснулась к нему, благословила и в краткой беседе с ним обещала всегда покровительствовать и ему, и его святой обители — Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Преподобный объят был страхом и трепетом, а ученик его лежал, как мёртвый. Когда же Сергий поднял его, тот бросился к ногам старца и спросил: «Скажи, отче, что это было? Ведь дух мой едва не разлучился с телом». Святой же, радуясь сердцем, отвечал: «Потерпи чадо, потому что и во мне дух трепещет от чудного видения».

Полвека, 50 лет совершал своё спасительное дело Преподобный Сергий. И всё это время к нему шёл народ, просил его молитв, получал просимое и вместе с чудной водой уносил в свои города и веси благодатную росу утешения. И после смерти своей недолго тело его пребывало в земле. Вскоре обретены были его чудотворные мощи, и с этого времени Сергий стал покровителем всех, с верою к нему притекающих. Особенно это было заметно во дни наиболее тяжёлой опасности, нависшей над нашей Родиной. Незадолго до взятия Казани Иоанном Грозным под стенами города ходил какой-то старец, всё вымерял, благословлял, а когда татары хотели взять его, внезапно исчезал. Когда Казань взяли и внесли в неё икону Сергия, то пленные татары по иконе узнали того старца. Это Преподобный и после смерти своей не оставлял русских воинов, и благодарный царь Иоанн Грозный после победы преклонял перед иконой Сергия колени и молился так: «Твоими молитвами получили всё. Свершилось то, чего и не чаяли. Ты явил своё дивное милосердие, заступник земли Русской».

Спустя сто лет Россию снова постигло великое испытание. Наступило Смутное время. Поляки взяли Москву. Но этого им показалось мало, ибо они решили взять и Сергиеву лавру и таким образом уничтожить духовное сердце России. Но Сергий словно поднялся тогда из гроба. Шестнадцать месяцев осаждали они лавру, но так и не смогли взять её. Известно, что несколько раз Преподобный Сергий являлся во сне русскому патриоту Кузьме Минину и призывал его на освобождение Москвы. Но Минин, чувствуя себя простым человеком, не решался. Тогда Сергий явился ему в последний раз и грозно предупредил, что «есть Божие изволение через него, Минина, освободить православных». После этого Минин почувствовал ослабление сил и посчитал это за кару. Тогда он стал действовать. Вскоре был избран земским старостой, отдал все свои сбережения на оборону и призвал русский народ к борьбе. Божией милостью к нему присоединился и князь Дмитрий Пожарский. Москва и Россия были очищены от поляков, и, после освобождения явившись в лавру, Кузьма Минин рассказал братии о том, что его посещал Преподобный Сергий.

В 1812 году, накануне Бородинской битвы, в войсках фельдмаршала Кутузова была икона Преподобного Сергия и русские солдаты молились перед ней, призывая его на помощь.

В середине XIX столетия интересный случай произошёл с митрополитом Московским Филаретом. Царь заставил его освящать Триумфальную арку. Филарет отказался ввиду того, что на ней было изображено множество языческих богов-идолов. Своим отказом митрополит вызвал гнев царя. Находясь в душевном смятении, Филарет уехал в лавру, под покров Преподобного Сергия. В первую же ночь ему явился Преподобный и сказал: «Не печалься, пройдёт и это». Действительно, всё прошло благополучно.

Много раз Преподобный Сергий спасал народ русский от эпидемий чумы и холеры. Эти страшные болезни, распространяясь по России, катились, как реки, унося тысячи жизней. Но как только доходили до лавры, где находятся мощи Сергия, останавливались и угасали.

Необходимо сказать и то, что наш святитель Иоасаф Белгородский был несколько лет наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры и, таким образом, наследником благодати самого Преподобного Сергия.

Известно, что в первый день войны, 22 июня 1941 года, в Сергиевом Посаде у Ильинского храма перед иконой Преподобного был совершён молебен «о даровании победы над супостатом». В ноябре 1941 года, когда немцы были в восемнадцати километрах от лавры, монахи отслужили ещё один молебен перед иконой Сергия, и спустя всего лишь два дня враг был отбит. Что это? Как это понимать? А понимать это надо как великое заступление за нас Преподобного Сергия. Так пусть же молитвы его всегда пробуждают наши грешные души и пусть каждый христианин правилом своей жизни почитает слова Преподобного Сергия, которые он посвятил нам, своим духовным детям, незадолго до отхода в иную жизнь: «Внимайте себе, братия. Прежде всего имейте страх Божий и чистоту душевную. Не лицемерьте.., а всё остальное приложится вам».

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку