- (012) Сын громов
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(012) Сын громов

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Святой апостол Иоанн Богослов

Два раза в году Вселенская Церковь торжественно празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который занимает особое место в ряду двенадцати учеников Христа. Апостол любви, апостол — тайнозритель, апостол-пророк, Иоанн Богослов — боговдохновенный автор дивного Евангелия. «Сын громов» — так называл его Иисус Христос. А мы вполне можем назвать его Первоапостолом, потому что вместе с Андреем он — первый призванный Господом ученик.

Иоанн родился и вырос в бедной рыбацкой семье, на берегах Геннисаретс-кого озера. Отец его Зеведей всю жизнь ловил рыбу, а мать Саломия — добрая, благочестивая женщина, по преданию, приходилась родственницей Деве Марии. С ранних лет Иоанн вместе со своим братом Иаковом помогал отцу в его нелёгком труде. А когда услышал, что у берегов Иордана появился какой-то великий пророк, Иоанн оставил своих родителей и направился в Иудею. Туда же пошли и его земляки, братья Симон и Андрей. И вот рыбаки стоят перед суровым отшельником, одетым в одежду из верблюжьего волоса. Обветренное, загорелое лицо. Пронизывающий взгляд. Твёрдый, непреклонный голос, который даже сильных мира сего обличает в лицемерии и распутстве. Да. Это тот, кто им нужен. Это такой учитель, которого они ждали. Это Иоанн Креститель. Он беспощаден к врагам правды и бросает в глаза гордым фарисеям горькие упрёки. Он вселяет в простых людей уверенность, что ждать осталось недолго, что суд Божий при дверях. Но самое главное не это. Самое главное то, что Креститель объявляет себя лишь предшественником кого-то, ещё более великого. Он даже говорит, что этот таинственный Человек уже близко и что сам Креститель недостоин будет и обувь Его понести за Ним. Кто же это? Неужели Он появится здесь на берегу Иордана? Иоанн и Андрей полны беспредельного ожидания и веры.

И вот однажды на пыльной дороге, ведущей из пустыни Иудейской, показался одинокий Путник. Он был одет в розовый хитон, как простой сельский житель. И указав на Него, Предтеча сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи всего мира». Для простых галилейских рыбаков этого было достаточно. Отныне весь мир сосредоточился в их сердцах на Личности таинственного Незнакомца. Не медля более ни минуты, они пошли за Ним. А Он уходил всё дальше и дальше в пустыню, но зная, что они идут за Ним, остановился и спросил: «Что вам надобно?» Они смутились, не зная, что ответить, сказали: «Учитель, где Ты живешь?» «Пойдите и увидите», — был Его ответ. И они пошли за Ним и пробыли у Него весь тот день. Мы не знаем, куда они пошли и о чём говорили, знаем только, что уже на следующий день Андрей отыскал своего брата и восторженно сказал ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос».

После этого Господу угодно было удалиться на гору Искушений, где Он постился 40 дней и ночей. А Иоанн с Андреем и Петром ушли на родину, к родным берегам Геннисаретского озера. Но вот, по прошествии времени, Спаситель пришёл в эти места и, проходя по берегу озера, увидел Иоанна и Иакова в лодке с отцом их Зеведеем. Господь подошёл к ним и сказал: «Следуйте за Мной. Я сделаю вас ловцами человеков». И с этого времени Иоанн уже не расставался с Господом и для него началась новая жизнь, полная трудностей и радостей. Отныне вся жизнь молодого апостола стала принадлежать только Господу и Его святому делу.

Мы знаем, что из двенадцати учеников Христа, наиболее близкими к Нему были трое: Пётр, Иаков и Иоанн. Только их Он взял в горницу, где воскресил мёртвую дочь Иаира. Именно эти трое были с Господом на Фаворе и видели славное Преображение. Только они были с Иисусом в глубине Гефсиманского сада, когда Он молился до кровавого пота. Но из этих троих самым любимым, самым родным и близким по духу был для Господа Иоанн. Он был избранником среди избранных. Спаситель особо отличал и любил его за веру, преданность и девственную чистоту. Вот почему Иоанн мог смело писать про себя: «Ученик, его же любляше Иисус». Он был всецело предан Господу, и ни одно событие из жизни Спасителя не ускользнуло от проницательного взора Иоанна. Он не знал раздвоенности и говорил: «Где нет полной преданности, там нет ничего». И чем сильнее он любил Христа, тем сильнее ненавидел антихриста. «Свет исключает тьму», — писал Иоанн. Он принял в своё сердце божественные слова Учителя и навсегда сохранил для всего христианского мира речи Христа о Себе, об Отце, о Духе Утешителе. До мельчайших подробностей запомнил он проницательную беседу Спасителя и Его первосвященническую молитву.

Это было в Сионской горнице, на Тайной вечери. Господь показал здесь исключительный по своей силе пример, умыл ноги Своим ученикам. Этим поступком Он как бы сказал, что истинное величие заключается не в гордости и превозношении, а в смирении и служении людям. Господь прощался здесь со Своими апостолами и был со всеми одинаково приветлив, но один из них возлежал на груди Христа и слышал, как тревожно бьётся Его сердце. А другой в это время хранил возле своего сердца 30 сребреников, за которые уже продал своего Учителя. «Один из вас предаст Меня», — печально сказал Господь, и от этих слов смутились ученики., «Не я ли, Господи?» — спросил каждый. А предатель встал и вышел, «и была ночь», — написано в Евангелии. Господь призвал его быть «сыном света», но он стал сыном тьмы, и навсегда ушёл в эту вечную ночь. А Господь сказал: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной, да видят славу Мою... кроме сына погибели». И после этого все встали, и, воспев, пошли на гору Елеонскую, куда Иуда привёл стражу и где взяли Господа. «Поражу Пастыря и рассеются овцы». Объятые страхом, бегут ученики в эту страшную ночь, покидая Иисуса. И только Иоанн остаётся с Ним до конца, до Голгофы и креста. И видит, как допрашивают Спасителя, как смеются над Ним и плюют на Него. Видит, как Пётр трижды отрекается от Него. Но он сопутствует Христу до последней черты. Его, единственного изо всех учеников, видит у подножия креста распятый Спаситель и, обращаясь к Своей Матери, говорит: «Жено! Се, сын Твой». Поэтому сей ученик есть воистину Первоапостол, ибо в его лице распятый Господь усыновил Царице неба и земли весь род человеческий.

Кровавая голгофская трагедия была слишком большим испытанием для юной души молодого апостола. Но как велика скорбь, так велика была и пришедшая радость. Христос воскрес в третий день по Писанию. И когда Мария Магдалина, придя ко гробу, никого не нашла, то поспешила к апостолам и сказала: «Унесли Господа из гроба». И тотчас вышли Пётр и Иоанн и побежали вместе ко гробу. Но Иоанн был моложе, прибежал первым и, увидев пустой гроб и лежащие пелены, уверовал.

Интересно отметить, что нигде в своём Евангелии Иоанн не называет себя по имени, но говорит о себе в третьем лице, просто «ученик, которого любит Иисус». Когда воскресший Иисус явился апостолам на озере, то Его никто не узнал, кроме Иоанна. Пылкое сердце молодого апостола не могло ошибиться, и в своём Евангелии он пишет: «Ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: «Это Господь». Сей ученик и свидетельствует об этом и написал сие, и знаем, что истинно свидетельство его».

О дальнейшей судьбе Иоанна и его трудах мы узнаём из книги Деяния апостольские.

Прошли годы. Апостолы разошлись на проповедь по всему миру. Земля оросилась кровью первых мучеников, а Церковь Христова распространялась по всем странам света. В 51 году в Иерусалиме состоялся первый апостольский собор, на котором присутствовал и апостол Иоанн. Ему в это время было уже свыше сорока лет.

После Успения Матери Божией он, взяв ученика своего Прохора, отбыл на корабле в город Эфес для проповеди. В пути их застала страшная буря. Корабль потонул, а все путешественники, кроме Иоанна, были выброшены на сушу. Апостола считали погибшим, и Прохор безутешно плакал, но, пробыв две недели в морской пучине, Иоанн был выброшен волною на берег. Господь хранил его. Благополучно достигнув Эфеса, они начали проповедь, которая сопровождалась многими чудесами, так что великое множество людей уверовало и крестилось. Между тем одно за другим приходили к ним тревожные известия. В 58 году был схвачен апостол Павел. В 63-м в Иерусалиме замучили первого епископа, Иакова — брата Господня. А через год цезарь Нерон поджёг Рим, но, опасаясь народного гнева, обвинил в поджоге последователей Христа. И тысячи христиан были преданы смерти на крестах, на аренах римских цирков и в садах императора. В 66 году в Иерусалиме вспыхнуло всеобщее восстание, которое послужило сигналом войны против Рима. Страшно было подумать, что над Иерусалимом, городом великих обетований Божиих, нависла угроза разрушения. Все эти события волновали лучшие умы того времени. Многие задавали себе вопрос — куда ведёт Господь народ Свой, почему Бог допускает умирать христианам и торжествовать такому чудовищу, как Нерон. Молитвы и слёзы убитых вопияли к небу. Нужен был ответ на все эти жгучие вопросы — ответ, который бы исходил от человека, наиболее преданного Христу, обладающего всеобщим авторитетом в Церкви. И вот в конце 68 года в Римской империи стала распространяться книга Откровение Иоанна Богослова, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

О дальнейшей жизни апостола и его кончине мы знаем лишь из Предания. Вернувшись из ссылки, он избрал местом своего жительства г. Эфес — культурный центр Малой Азии. Здесь он рукополагал епископов и священников, отсюда руководил Церковью и рассылал свои Соборные послания к христианским общинам. К этому времени никого из апостолов уже не было в живых, все они обрели мученическую кончину. И только Иоанн пережил их всех и был последним свидетелем, который своими глазами видел Иисуса Христа. Благостный старец, переживший столько бурь, он превратился в кроткого отца, преисполненного любви к своим детям. «Дети, любите друг друга, — часто говорил Иоанн людям, — ибо если будете иметь только это, спасётесь». «Без любви человек не может угодить Богу», ибо Сам «Бог есть любовь». Чувствуя приближение конца, Иоанн захотел оставить для христиан твёрдое основание веры. Этим основанием явилось Евангелие от Иоанна. К этому времени уже были написаны три Евангелия: от Матфея, от Марка и от Луки. Дополняя этих евангелистов, говоривших в основном об исторической личности Спасителя, Иоанн выдвигает на первое место Божество Иисуса Христа. Он начинает своё Благовестив о Слове, которое было в начале у Бога и «которое было Бог». Иоанн пишет, что через Слово Божие «всё начало быть, и в Нём была жизнь, и эта жизнь была светом» для всех людей.

Отцы Церкви сходятся в едином мнении, что характер четвёртого Евангелия носит отпечаток «небесного» или «орлиного», ибо высотою своего Благовестил «Иоанн возвысился над остальными евангелистами, как орёл над прочими птицами». Поэтому в православной иконографии Иоанн часто изображается с орлом. Орёл — символ высокого парения богословской мысли — и есть иконографический знак святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он единственный из двенадцати апостолов прожил долгую жизнь, свыше ста лет, и уже незадолго до смерти так ослабел, что не мог ходить. Ученики на руках приносили его в храм. А когда настало время отшествия к Богу, он с учениками удалился за пределы города и повелел выкопать ему крестообразную могилу, в которую лёг и сказал, чтобы его засыпали. С плачем целовали ученики любимого учителя, затем накрыли лицо его платом и присыпали землёй. Но тайной окружена и смерть его, ибо на другой день, придя к могиле, ученики ничего в ней не нашли. Долгие годы в годовщину погребения на могиле Иоанна выступал тонкий розовый прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. «Не умрёт ученик сей, доколе не придёт Господь», — говорили апостолы. Где сокрыто тело его, не знает никто даже до сего дня, а дух Иоанна, подобно орлу, вознёсся до высочайшего разумения космических тайн истории мира и бытия Святой Церкви.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку