- (015) "Скоропослушница"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(015) "Скоропослушница"

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Икону Матери Божией - «Скоропослушница»

22 ноября Церковь прославляет замечательную икону Матери Божией, именуемую «Скоропослушница». Древнейшее предание говорит о том, что ещё во времена земной жизни Матери Божией, вскоре после Пятидесятницы, святой апостол и евангелист Лука написал несколько Её образов и, когда принёс к Ней, то Она сказала: «Отныне с этими иконами будет благодать Моя и благодать Родившегося от Меня».

И в последующие века благодарные люди пытались всё новыми и новыми изображениями выразить переполнявшее их к Пресвятой Деве чувство восторга и любви.

Лучшие художники мира на своих полотнах старались в красках изобразить живущую в их душах мечту о Пресвятой Деве.

В тихих монастырских кельях монахи-иконописцы изображали на тёмных досках пусть не такой совершенный по живописи, как в Европе, но дышащий верою и умилением образ Пречистой. В этих иконах, посвящён-ных Богоматери, люди, их писавшие, отразили Пресвятую Деву в разные минуты Её духовной жизни.

Вот нежно прижимает Она к Своей щеке головку Её Младенца (Владимирская).

Вот с тоской взирает на крест Сына (Ахтырская).

Вот крепко обхватила и держит маленького Иисуса руками, точно боится, что Его отнимут у Неё («Взыскание погибших»).

Вот царственно взирает на сидящего у Неё на руках, как на Престоле, Богомладенца, Который благословляет правой ручкой (Смоленская).

Вот показывает одетому в рубашечку Христу небольшой крест, а рядом — таинственная чаша, которую Ему предстоит испить (Козельская).

Вот склонилась к Сыну головой и сжимает в руке ветку цветов («Неувядаемый цвет»).

Вот со скорбным лицом держит в Своей руке обе ручки Младенца и скорбит о предстоящей Его участи — но уже согласна отдать Его в жертву за грехи мира («Страстная»).

Вот покорно поникла головою, поддерживая руками 7 стрел, пронзивших Её сердце («Семистрельная»).

Вот печально прильнула к головке Иисуса и перстами ласкает Его — оба замерли в предчувствии грядущих мук (Петровская).

Вот, подняв руки к небу, являет на лоне Своём Божественного Младенца («Знамение»).

Вот, наконец, ласково смотрит, готовая выслушать любой грех и скоро умолить Сына Своего о прощении («Скоропослушница»).

И преисполненные глубокой благодарности православные христиане за такую Её любовь к человечеству радостно восклицают: «Ты еси спасение рода христианского!»

Сейчас, в наше время, древний чудотворный образ Богородичной иконы «Скоропослушница» находится на Святой горе Афон в греческом монастыре Дохиар. Многочисленные списки с этой иконы пользуются в России большой любовью и почитанием. Особо отмечаются случаи исцеления от падучей болезни и беснования. И когда смотришь в глаза Матери Божией на этой иконе, то читаешь в них величайшую силу духа, веру, безграничное милосердие к человеку и надежду на жизнь вечную.

Во все века новой христианской эры величие Матери Божией заключается в том, что Она явилась единственным на земле человеческим существом, достойным послужить тайне нашего спасения. Две тысячи лет прошло с того времени, когда в небольшом галилейском городке Назарете юная Дева Мария услышала слова архангельского благовестил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» Но эти две тысячи лет были бессильны затмить восторг человечества перед бессмертным образом Приснодевы.

Мы часто обращаемся к святым за помощью, потому что они своей земной жизнью, добрыми делами и мученической кончиной стяжали право говорить с Богом и ходатайствовать за нас. Но кто они пред Господом? Всего лишь рабы. А Пресвятая Дева? Она не раба. Она — Мать! Избранная, возлюбленная и призванная от всех родов. А Её великий почитатель Иоанн Дамас-кин говорит, что «существует беспредельная разница между рабами Божии-ми и Матерью Божией». Почему? Да потому что «и звезда от звезды разнится» по яркости, свету и величию. Так и святые. Одни ближе к Богу, другие дальше. Одних весь мир знает, и верующие, и неверующие. А других почитают только в отдельных странах и областях. А Матерь Божия? Ближе или дальше? Что говорит Писание? А оно говорит: «предста Царица одесную Тебе», — то есть не ближе и не дальше, а рядом. Рядом со Своим Сыном и Господом Иисусом Христом. А это значит — выше всех Небесных Сил, ангелов и архангелов, херувимов и серафимов.

Вот почему история Церкви знает тысячи примеров в среде врагов Бо-жиих, когда Царица Небесная восстала на защиту христиан против них, и они не пытались бороться с Ней, зная, что сила Пресвятой Девы непреодолима. За это благодарное человечество и назвало Её «Тёплой Заступницей мира холодного».

Человек не есть дух. Мы все облечены в телесную оболочку, в плоть. «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», — сказал воскресший Иисус ученикам. Так и мы с вами — будучи облечены в реальную живую плоть — видим и осязаем себя в окружении многих вещей, и наша внутренняя жизнь выражается во внешних действиях. Мы любим других людей — наших друзей, детей, внуков; и нам необходимо видеть их, слышать их голоса, общаться с ними. А в разлуке мы начинаем скучать и нам хочется видеть изображение любимого лица. Это замечательное свойство души человеческой — возноситься духом к другим любимым существам, глядя на их изображения, — как раз и дало повод к возникновению и почитанию икон.

А Матерь Божия в Своей заботе о роде человеческом избрала иконы как средство постоянного и близкого общения с нами. Она знала, как пусто и одиноко бывает порою людям в этом мире. И Она решилась в изображении Своего лика оставить нам залог постоянного общения с нами. А начало этому, то есть почитанию Её икон было положено ещё в I веке, при Её жизни. С тех пор сердцевиной нашей любви к Ней является Её Материнство, Её кровная связь со Христом. Наша Церковь радуется прежде всего тому, что в пришествии Сына Божьего на землю, приняло участие и само человечество. Ведь самое радостное в христианской вере — это соприродность Христа каждому из нас, то есть что Он подлинный Человек, а не призрак или таинственное явление; что Он один из нас, навеки связанный с нами Своим человечеством. А отсюда становится понятным и любовное почитание Той, Которая Ему это человечество — нашу плоть и кровь — подарила и благодаря Которой Он мог называть Себя «Сыном Человеческим». И в этом потрясающем откровении о подлинной природе и призвании человека, кроется источник нашего благодарного отношения к Деве Марии как нашей связи со Христом, а в Нём с Самим Богом.

Каждый из нас многое готов сделать для радости и счастья своей матери. А Христос не просто Сын Человеческий, Он ещё и Бог, и Он готов сделать для Своей Матери в миллионы раз больше. И отвечая на Её молитвы за грешников, Он говорит: «Прощаю, ради Тебя, Моя Пречистая Матерь, пусть весь мир знает, Кого Ты имеешь Своим Сыном. Да, Я Господь, но Я и Сын. И Я всё готов простить людям из любви к Своей Матери».

Поэтому когда Бог внимает молитвам святых — это Его милость. А когда Он внимает молитвам Своей Матери — это Его долг. Ибо Он Сам дал заповедь о почитании родителей. «Чти отца своего и матерь свою, да долголетен будеши на земли». А это значит, что с тех пор, когда Бог принял плоть от Своей Матери, Он подчинился собственному закону. И теперь, принимая в Таинстве Крещения каждого человека, Он прежде всего вручает его покровительству Своей Пречистой Матери со словами: «Жено, се чадо Твое». Поэтому никому и никогда не надо отчаиваться, какие бы скорби нас в этом мире не постигали. Пусть родственники отвернутся, пусть люди презирают, пусть сам начинаешь уже терять присутствие духа и даже веру, но знай, что есть ещё Матерь Божия, которая любит тебя какой-то невыразимой, бесконечной любовью. И если даже весь мир от тебя отвернётся и останется одна лишь молитва Матери Божией, то и тогда она будет услышана, потому что «много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки». Только не забывай прибегать к Её Покрову и заступлению, не забывай молиться Ей, уцепись за Неё, как за якорь веры, и не погибнешь.

Да, много чудотворных Богородичных икон знают в христианских странах. Но наша страна, Святая Русь, в особой мере, буквально напоена этими благодатными иконами. И недаром предки наши называли Россию Домом Пресвятой Богородицы. Ибо прежде чем мы с вами увидели свет, Она уже возлюбила нас, дав нашей Родине и Церкви эти бесчисленные залоги Своего с нами пребывания.

«Под Твою милость прибегаем...»

«Призри благосердием, Всепетая Богородица...»

«Все упование мое на Тя возлагаю...»

Самые ласковые и самые нежные слова, какие только есть в нашем языке, мы посвящаем Матери Божией. Из этих слов сплетаются, как тонкие кружева, многочисленные акафисты и каноны в Её честь.

И как нам не прославлять Её, как не прилепляться к Ней, как не преклоняться перед Той, Которая подарила нам Спасителя!

Задолго до Рождества Христова древние пророки уже предвидели Её; пророк Давид воспел в Ней Царицу неба и земли; пророк Исайя предсказал, что от Неё родится Божественный Эммануил; пророк Моисей увидел в Ней «Неопалимую Купину». И какой же чистоты и святости нужно было Ей достигнуть, чтобы, подобно неопалимой купине, не сгореть и не опалиться от вселившегося в Неё Света! Ведь Сам Господь сказал О Себе: «Я есть Свет миру». С тех пор прошло две тысячи лет. Но эти двадцать веков были бессильны затмить восторг человечества перед Святым Образом Девы Марии. За эти две тысячи лет не было на земле ни одной минуты, когда бы не возносились к Ней святые молитвы.

В немногих дошедших до нас отзывах Её современников слышно безграничное восхищение сердца, превышающее всякие слова и не умеющее найти достаточных выражений. Высота святости сияла в Ней сквозь покров глубочайшего смирения, как бы соединяя в себе естество человеческое с естеством ангельским. На Своих современников Она производила неизгладимое впечатление. Вот как вспоминает об этом видевший Её при жизни Дионисий Ареопагит. Он удостоился видеть Матерь Божию, когда Она была уже в преклонном возрасте, и в своих трудах, дошедших до наших дней, оставил такую запись: «Невероятно, казалось мне, исповедую пред Богом, был ли кто-либо кроме Самого Бога преисполнен такой Божественной силы и благодати. Никто из людей, думается мне, не может понять, что я видел не только душевными, но и телесными очами. А видел я Богообразную и Святейшую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Свидетельствую пред Богом и всеми людьми, что если бы не знал я истинного Бога Иисуса Христа, то принял бы Деву за истинного Бога и воздал бы Ей поклонение, подобающее только Одному Богу. И это потому, что никогда раньше я не испытывал такого блаженства, какое пережил, увидев Божественную Деву».

«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», — за каждым вечерним богослужением мы слышим это святое пение. Благоговейно внимают верующие дивным словам. «Величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге Спасе Моём». Невозможно без волнения и слёз слушать прекрасное пение. И хочется, чтобы нескончаемо долго витали в воздухе эти замечательные, пленительные звуки.

С первых времён христианства верующие уже знали силу Её молитв и всегда призывали Её на помощь и просили о заступлении. «Пресвятая Богородице, помогай нам». Впервые так обратились к Ней святые апостолы, а от них и мы наследовали эти слова. И мы веруем, что Спаситель ни в чём не может отказать Своей Матери, когда Она ходатайствует перед Ним о людях. Ибо Она ближе всех к Престолу Божию как Матерь Сына Божия по плоти. Она, по слову Иоанна Златоуста, — «первая Приемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией». И эти дары Она передаёт христианам через Свои святые иконы и через них утешает, ободряет, исцеляет и помогает нести жизненный крест каждому, кто ищет на своём земном пути небесного покровительства.

Мы не знаем ни одного православного храма, ни одного верующего сердца, для которого Матерь Божия не была бы величайшей и самой родной святыней. Ибо Она занимает исключительное место и по отношению к Господу Иисусу Христу, и ко всему роду человеческому. Вся земная жизнь Матери Божией, начиная с Её рождения и заканчивая Её славным Успением, является непрерывной цепью Божественных откровений.

Это как бы постепенное раскрытие тайны любви Божией к миру и человеку. «Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего Единородного».

Ещё первым людям после грехопадения Господь сказал, что настанет такое время, когда «семя жены сотрёт главу змия». Это было сказано о Матери Божией.

Что мы чувствуем, когда смотрим на Её святые иконы, где Она везде изображается со Своим маленьким Сыночком — Всемогущим Богом? А мы чувствуем, как Она любит каждого из нас, несмотря на наши грехи, и влечёт нас к Себе Своей совершенной духовной красотой. В этих Её объятиях, которыми Она прижимает к Себе Своего Младенца, в этой ласке, которая светится в Её глазах, мы видим не только любовь матери к своему ребёнку, но и живое свидетельство Её любви к Богу. Ибо Она знала, что держит в Своих руках не простое дитя, но Дитя Божие. Вот и проповедует Она нам без слов, но Своими святыми иконами о той первой и основной заповеди, которая гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостию твоею».

Пусть же эти дивные уроки «в молитвах неусыпающей Богородицы» сохраняются в наших сердцах как можно дольше и благоговейно уносятся из церкви в наши дома, где бы они ни находились — вблизи храма или за многие десятки километров.

Ведь только Она, и никто другой, является нашей Небесной Матерью, и наше блаженное счастье состоит в том, что мы, православные христиане, — Её дети, ближе и дороже которых для Неё нет.

Каждый праздник в честь Божией Матери и Её святых икон — это священный день для верующего сердца. В эти дни мы с особой силой ощущаем Её любовь к нам и хотим выразить её нашими праздничными службами. Эти службы напоены словами благодарения, славословия, мольбы и любви к Ней.

Поэтому и в этот день принесём к подножию Её святой иконы наши молитвы и чувства благоговейного восхищения к Ней. И едиными сердцем и устами воскликнем: «Пресвятая Богородице! Матерински помилуй нас, да славим Тебя вовеки!»

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку