- (019) О любви к Богу
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(019) О любви к Богу

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

«И посылают к Нему некоторых
из фарисеев и иродиан, чтобы
уловить Его в слове»
(Мк. 12, 13)

Во времена земной жизни Спасителя много задавалось Ему всевозможных вопросов. И, в основном, в большинстве случаев вопросы эти были недоброжелательного характера, носили провокационный смысл. Очень часто враги Господа устраивали Ему в этих своих вопросах ловушку, западню, в которую потом сами роковым образом и попадались.

Но были и хорошие вопросы. Однажды некий юноша подошёл и спросил: «Господи, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Какой хороший вопрос! Не попросил здоровья или материального благополучия для себя и своих близких, как мы часто просим, но спросил о самом главном — о жизни вечной. И в Писании сказано, что Спаситель, посмотрев на этого юношу, «возлюбил его». Значит, было за что возлюбить.

Но вот прозвучал и такой вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?»

И Евангелие говорит, что этот вопрос также был задан с недоброй целью, искушая Его. И когда Господь ответил, что больше всего в этой жизни нужно любить Бога, то оказалось, что душа законника, задавшего этот вопрос, ещё не совсем засохла, ибо он воскликнул: «Хорошо Ты сказал, воистину так! Любить Бога всею душою — это выше всех всесожжений».

Отсюда становится видно, что цель жизни человеческой — это прежде всего любовь к Богу. И для всех нас это постоянно укоряющий вопрос — а научились ли мы любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением? Вспомним тропарь Серафиму Саровскому: «От юности Христа возлюбил еси». Так Господь призывает любить Его всех нас. И не потому, что Он Сам в этом нуждается, а потому, что нет большей радости и счастья для человека, чем возлюбить Своего Господа. Ибо эта любовь связывает и объединяет маленькое творение — человечка со Всемогущим Творцом — Богом, несмотря на такое безмерное между ними расстояние. Но ради этого маленького грешного и, казалось бы, такого ничтожного существа и Сам Творец стал Человеком, сошёл с небес на землю и родился в пещере, жил среди нас, во всём, кроме греха, подобный нам, и нуждался в пище, одежде и отдыхе, подчинился религиозному закону и гражданской власти, учил, исцелял, воскрешал, был судим от людей и умер на кресте как Человек, но «воскрес в третий день по писанию» как Бог и сказал всем: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я воскрешу его в последний день».

Вот что Господь сделал для каждого из нас. И Святые Отцы говорят, что если бы на земле жили не миллионы, а всего лишь один человек, то и тогда, даже ради одного, Господь всё равно пришёл бы на землю, чтобы спасти Своё творение.

Вот как любит человека Отец наш Небесный. Когда-то для освобождения евреев от рабства египетского Бог послал Моисея. А для освобождения нас от рабства дьявольского пришёл Сам. Ведь никто не мог спасти — ни полководец, ни философ, ни пророк — но только Сам Господь. И здесь-то и возникает вопрос — а от чего меня спасать, и кто же я тогда такой, и чем же я так болен, что для моего спасения потребовалось приходить не кому-нибудь, а Самому Богу? Ведь я-то — хороший человек, почти ангел, в чём же дело? Оказывается, дело в моей духовной болезни, в моей внутренней сущности. Попробуй тронь меня с любой стороны — зависти, ревности, злобы, сладострастия — Бог знает что начинается. Только что был ангел и уже — сатана. А как это получается? И сам не знаю. Вот почему потребовалось Самому Богу прийти и пролить за меня Кровь Свою. Так драгоценно наше спасение, что цена ему — Кровь Божия. Одна только капля этой Крови может угасить весь пламень вечных мучений. Но как же много её пролилось — и от бичевания, и от тернового венца, и от копья, и от гвоздей.

«Боже, милостив буди мне, грешному».

Ветхий Завет повествует о народе.

Новый Завет — о Человеке.

Бог избрал народ, чтобы явить Человека. И так возлюбил Господь этот грешный больной мир, что не пожалел, но отдал за него Сына Своего Единородного.

Но чем же мир и люди ответили на эту любовь Божию? Что они сделали с посланным на землю Иисусом Христом? А порочный мир, едва только нашёл в Нём нечто уязвимое, то есть человечество — тут же заставил Божественное Лицо испить до дна всю чашу унижения и страдания. И в Евангелии сказано: «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1, 10). Господу и Творцу всей вселенной мир земной уделил в своей среде одно из самых скромных и уничижённых мест — положение плотника. Для Спасителя, богатого милосердием и богатя-щего всех, грешный мир не оставил места даже где главу преклонить.

Тот, Кто так дивно одевает всю природу цветами и травами, одевающий небо облаками, в миру обнажённый висит на кресте.

Христос — Бог Слово, подающий нам жизнь, и Сам — Источник всякой жизни, по воле мира мёртвый полагается во гробе. Все эти преступные действия алчного мира по отношению к Спасителю ясно свидетельствуют, что каждый человек, не признающий и не исповедующий пришедшего во плоти Христа, есть отступник и жид, то есть продолжающий жить не по Евангелию, а по воле мира. И согрешая против Богочеловека своим неверием в Него, такой отступник тем самым возводит хулу на Духа Святого. А Господь сказал: «Всякий грех простится сынам человеческим. Хула же на Духа Святаго (то есть неверие) не простится ни в этом веке, ни в будущем».

Поэтому наше отношение ко Христу здесь, на земле, будет иметь для каждого из нас колоссальное значение в вечности.

Вспомним последние слова умирающего на кресте Спасителя: «Отче, совершилось! Дело, которое Ты Мне поручил, Я исполнил до конца!» Всё!

Господь всё сделал для спасения человека. Распялся за нас и оставил нам во святой Евхаристии Своё Тело и Свою Кровь, то есть отдал нам Самого Себя. «Где труп, там соберутся орлы». И теперь от человека зависит, и от его свободной воли решается — принять Христа и спастись или остаться неверующим, а значит нераскаянным, и примириться со своей вечной погибелью. Ведь дать что-то большее человеку уже невозможно.

И что же выбрать — Бога или дьявола? Жизнь или смерть? Тут уже, пока даётся время, решать надо самому человеку. А время быстро сокращается. Часики тикают, календарные листочки отрываются, годы проходят. И, казалось бы, люди должны отвечать взаимной любовью на безграничную к нам любовь Божию. Но на самом деле получается совершенно обратное: человек настолько любит мир — бизнес, спорт, зрелища, Интернет, партии, моды, — что о Христе и вспоминать не хочет, не то что Его любить. А это значит, что человек сам, добровольно, отдаляет себя от Источника жизни — Христа.

А между тем только Он один и достоин с нашей стороны самой сердечной и глубокой любви. И это все живущие на земле люди всё равно узнают и поймут, когда будут покидать этот мир. Где тогда будут все эти концерты, заполненные стадионы, шумные шоу, рестораны и пляски, когда всё, что мы любили, отвернётся от нас, оставит и убежит от нас. «Горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; тогда никтоже возможет помочь нам, но дела наши осудят нас».

Да, действительно, никто — ни друзья и врачи, ни богатство и власть — уже не смогут помочь нам. И только один Христос не отвернётся и не оставит нас ни во время исхода души из тела, ни даже после смерти.

Вот о чём нужно нам помнить и о чём плакать и каяться. Ибо в мире любим и хотим жить долго и удобно, с комфортом, а Бога любить так и не научились. А Святые Отцы говорят: «Кто любит Бога, у того уже здесь, на земле, в сердце рай. Тот уже здесь блаженствует». Недаром у Серафима Саровского лицо сияло, как солнце — глазам было больно на него смотреть. Поэтому в Писании и сказано: «Пребывающий в любви, в Боге пребывает, и Бог в нём пребывает».

Вот почему никого и ничего нельзя любить на земле больше, чем Бога — будь то жена или брат, дочь или сын, имущество или деньги. Всё это может быть и очень хорошо, и даже очень нужно. Но всё это временно, со временем проходит, и этого можно лишиться. А Бога лишиться нельзя, потому что Он вечен. Он один с нами вечно и пребудет, если только мы будем верить в Него и любить Его. Только Он один и может доставить нам истинное счастье — не временное, как на земле, — а нескончаемое, вечное.

Поэтому возблагодарим Его, что живём по Его святой воле на белом свете, ибо в Его руках и наша жизнь, и наша смерть. И даруй нам, Господи, счастье всегда пользоваться Твоими милостями.

Нужно только не забывать храм Божий, читать книгу Жизни — Святое Евангелие и причащаться Святых Христовых Тайн.

И не надо смущаться и впадать в уныние. Ибо равнодушие и уныние — это ропот на время и на Бога. Святые апостолы тоже, как и мы, бывали подчас слабыми и малодушными. И когда чувствовали, что в их сердцах иссякает вера, то просили Спасителя: «Господи, умножь в нас веру!» Так и мы смирим гордыню, усилим молитву и от всего сердца попросим Творца: «Боже милосердный, мы без Тебя никто. Умножь в нас веру нашу и любовь нашу и к Тебе, и друг к другу.

Господи сил, с нами буди. Господи сил, помилуй нас!»

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку