- (031) Крещение в Иордане
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(031) Крещение в Иордане

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Крещение в Иордане

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение»
(Тропарь праздника)

Через глубокую низменность обожжённой солнцем Палестины несёт свои прозрачные воды священная река Иордан. Среди пустынного пространства долин она обильно питает своей влагой растущую по её берегам пышную тропическую зелень. Быстрые струйки реки оживляют однообразие той местности, которая в древние времена Ветхого Завета отличалась таким плодородием и богатством.

В начале 30-го года I века н.э. здесь, в пустыне Иудейской, на берегу Иордана, раздался голос великого пророка: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3, 2). Этот голос принадлежал Иоанну Крестителю — последнему пророку и первому мученику за Христа. «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, 5-6).

Грозная проповедь Крестителя, загорелое, обветренное лицо, твёрдый и непреклонный голос, который даже царей обличал в лицемерии и распутстве, производили глубокое впечатление на народ. Иоанн не угрожал иудеям разорением и пленом, не предсказывал грядущие бедствия, как это делали древние пророки — он потрясал народ угрозой наступающего суда Божия. Он говорил, что приблизился Сам Судия, и, призывая людей к духовному очищению, возвещал, что «уже и секира при корне дерева лежит» и что «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9).

Эти слова так потрясали народ, что даже люди военные, не знавшие жалости воины, говорили ему: «Что нам делать?» И пророк отвечал им: «Ничего не требуйте более определённого вам. Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 13-14).

Это было время, когда весь мир ждал пришествия на землю долгожданного Мессии. Уже закончились седмины, предсказанные пророком Даниилом. Возбуждение народа нарастало, ожидание обострялось. Многие принимали за Христа самого Иоанна Крестителя. Люди томились духом, и вот-вот должно было что-то произойти. И даже в языческом мире предсказывали, что время подошло к пришествию Бога на землю.

И никто тогда не знал, что уже 30 лет в маленьком галилейском городке Назарете, в глубокой тайне и безвестности жил Сын Божий, укрепляясь духовно и телесно, исполняясь премудрости и благодати, и «пребывая в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52).

Господь наш Иисус Христос и в 12 лет мог бы пойти и учить народы, ибо ещё в детстве, будучи ребёнком, Он в беседе с иудейскими учителями уже приоткрыл завесу над тайной Своего происхождения. Но, повинуясь ветхозаветному закону, который говорил, что только в 30 лет человек может учить, Спаситель мира и проводит Свою жизнь в доме плотника Иосифа, ничем не выдавая Своего Божества и дожидаясь заветного часа. И этот час настал, когда Иоанн Креститель сказал народу: «Идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8). «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Иисус же сказал ему в ответ: «оставь теперь; (то есть, не перечь Мне) ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 13-15).

Предтеча ещё издали узнал Спасителя, и когда Господь вместе с многочисленной толпой вошёл в воду, Креститель, обращаясь к народу, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). И сказав эти слова, крестил Иисуса. И тотчас же открылись небеса, и увидел Иоанн Духа Святого, Который сходил на Спасителя, как голубь, и раздался голос с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 17).

Братья и сётры! Совсем недавно мы с вами переживали радость Рождества Христова. Вместе с пастухами мы поклонялись яслям, в которых лежал чудный Богомладенец. Вместе с ангелами мы воспевали хвалу своему Творцу. И вот сегодня снова каждый из нас переживает духовную радость, но уже не Рождества, а Крещения Господня. И если свидетелями Рождества были никому не известные пастухи, то сегодня свидетелем Крещения является известный всему миру Иоанн Креститель. И снова открываются небеса. Но уже не ангелы поют: «Слава в вышних Богу...», а Сам Бог Отец свидетельствует громовым гласом о Божестве Своего возлюбленного Сына.

Об этом величайшем событии, о Крещении Иисуса Христа в водах иорданских, говорят нам все четыре евангелиста. Святая Церковь называет это событие Богоявлением, ибо в этот день Господь являет Себя миру в Троичес-ком поклонении; Бог Отец говорит, называя Иисуса возлюбленным Сыном; Бог Сын — Спаситель мира — принимает Крещение в воде; а Бог Дух Святой сходит на Христа в виде голубине. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение».

Впоследствии враги Христовы, искушая Его, говорили: «Кто дал Тебе власть учить?» И Господь, посрамляя их, отвечал: «Скажите и вы: Крещение Иоанново с небес было или от человеков?» И они, совещаясь, заходили в тупик, шептали друг другу: «Если скажем: от человеков, то разгневаем народ, ибо многие почитают Крестителя за великого пророка; а если скажем: с небес, то сей Иисус ответит нам, почему же вы не поверили ему?» И смущаясь, не знали, что сказать. А Господь отвечал: «Тогда и Я не скажу вам, кто дал Мне власть учить людей».

Мы же с вами, верные дети Церкви Христовой, твёрдо знаем, что Крещение Иоанново было с небес. И доказательство этому мы находим в словах самого Крестителя, когда он говорит о Христе: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящаго и пребы-вающаго на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 33).

Итак, Иоанн говорит: «Пославший меня крестить сказал мне...» А кто мог послать его, такого великого пророка? Конечно, Бог. Поэтому в Евангелии и сказано: «Был глагол Божий к Иоанну» (Лк. 3, 2).

И здесь невольно возникает вопрос: а для чего крестился Иисус? Ведь Он не нуждался ни в покаянии, ни в отпущении грехов. Да в то время и не могло быть отпущения грехов, ибо жертва ещё не была принесена на Голгофе. Может быть, Он крестился для получения Духа Святого? Но Дух Святой неразлучно пребывал с Иисусом любовию Отца. Спаситель и родился от Духа Святого и Марии Девы. Так для чего же Господь принял Крещение?

Он сделал это для того, чтобы каждому грядущему в мир человеку указать начало пути в Царство Божие. «Не может человек наследовать Царство Божие, если не родится от воды и Духа» (Ин. 3, 5), — так говорил Господь. И Крещение Спасителя есть образ и нашего с вами крещения. «Ели-цы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Он крестился для нас и ради нас и сделал это, чтобы просветить каждого человека светом истинной веры и приблизить к нам Своё Божество, неприступное и непостижимое для нашего ограниченного сознания. Крестившись, Он показал нам пример. И когда после Своего воскресения из мёртвых Он явился Своим ученикам, то сказал им: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16, 16). И мы ныне, помня эти слова Христовы, твёрдо знаем, что без крещения нет спасения. Если же мы участвуем со Христом в крещении, то будем участвовать с Ним и в воскресении, и в жизни вечной. Ибо уже здесь, на земле, каждый человек, принявший крещение, умирает для греха и рождается для новой духовной жизни — блаженной и нескончаемой жизни со Христом Спасителем в бесконечных веках.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку