- (037) О блудном сыне
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(037) О блудном сыне

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Братья и сёстры!

Если в прошлое воскресенье притчей о мытаре и фарисее Церковь указала нам, как надо молиться и как молиться не следует, то сегодняшнее евангельское чтение учит согрешившего человека оставить грех и возвратиться к своему Небесному Отцу. Это одна из самых трогательных страниц Евангелия, где говорится о том, что Отец Небесный готов принять любого покаявшегося грешника, как блудного сына, лишь бы человек с покаянным чувством к Нему обратился.

Так порою и мы, как этот младший сын, ведём себя по отношению к Богу — не так грубо, не так прямо, но так жестоко. Всё принимаем от Бога — и здоровье, и красоту, и ум, и силы — и всё это уносим в «страну далеча», чтобы растратить, прожигать, прокутить, потому что нам трудно жить с Богом, а без Бога легче, но... проходит время, душа пустеет, друзья покидают, родственники отворачиваются, и человек начинает чувствовать духовный голод и одиночество. И тогда в душе своей он слышит голос совести, зовущий его покаяться, возвратиться домой, вернуться к Богу. Этот голос говорит в сердце человека со скорбью и сожалением о загубленных годах, этот голос совести будит в нём сознание своей греховности и страх пред Богом. В душе просыпается тоска о счастливых днях детства и юности, когда он жил, как любимый сын своего отца, когда так радостно и спокойно было у него на сердце. И человек обращается к Богу, приходит в себя, как после тяжкой болезни, сопровождавшейся потерей сознания.

Таков путь обращения к Богу каждого грешника. Первый шаг на этом пути означает пробуждение человека от греховного сна, сопровождаемое глубоким сознанием опасности пребывания во грехе. А второй, самый главный шаг есть решимость оставить грех и жить по воле Божией. Он самый важный потому, что в момент покаяния у человека совершается перелом его воли, после которого он уже не хочет греха, а хочет любить и делать одно лишь добро. Только этого и ждала любовь отца. Движимый неизречённой любовью отец, как сказано, «побежал» навстречу сыну и, «пав на шею, целовал его». Так Господь ежегодно принимает тысячи кающихся грешников. Между тем сознание своей безмерной греховности и вины пронизывает всё существо сына, и он, несмотря на все признаки всепрощающей любви отца, приносит покаянную исповедь перед ним и говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». Что же отец? Устраивает ли он ему разнос и головомойку, укоряет за падения, перечисляет грехи? Нет. Но, прерывая его, даёт распоряжение слугам устроить пир, облачает его в лучшие одежды, дарит перстень на руку, на ноги надевает обувь, велит заклать откормленного телёнка и говорит: «Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Так и Человеколюбец Господь, как только грешник воззовёт к Нему о прощении, прощает его, принимает, как Своего сына, возвращая ему Свою любовь. При этом вместо утраченных благ Он наделяет его новыми духовными дарами: лучшая одежда, в которую отец одевает блудного сына, означает святость, даруемую Господом грешному после его покаяния и прощения ему грехов. «Иисусе, одеждо светлая, украси мя». Перстень в древности означал дар Святого Духа, через который душа человека обручается с Господом Иисусом Христом, её Небесным Женихом и Спасителем. Новая обувь есть образ духовного могущества, помогающая человеку шествовать по пути добродетели и совершенства. А заколотый в честь возвращения блудного сына телёнок есть образ закланного за нас, грешных, на Голгофе Господа Иисуса Христа, принимая Тело и Кровь Которого мы соединяемся с Богом в Таинстве Причащения. Вот какие великие блага Милосердный Господь дарует кающимся грешникам. Недаром покаяние грешника Слово Божие представляет как воскресение его из мёртвых. А Спаситель говорит, что «великая радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике больше, нежели о ста праведниках».

Но вот здесь-то у очищенного от грехов и прощённого человека может последовать и искушение. Это искушение может произойти от другого сына, так сказать, от «праведника», который так и не понял того, что было между ним и его отцом. Имеются в виду люди, постоянно посещающие храм и уже привыкшие к этому и утратившие страх перед святыней. Именно от них порою исходит соблазн грубости и непонимания для новых, обращённых людей. Как же! — эти мнимые «христиане» считают, что если они посещают храм несколько больше, чем остальные, то у них уже есть какие-то свои, особые привилегии и это даёт им возможность и даже право свысока смотреть на вновь прибывших, которых Отец встречает с такой же любовью.

Какой замечательный урок и укор для всех нас! Вот и посмотрим теперь на себя, на кого мы похожи — на блудного или на «праведного». И есть ли у нас хотя бы даже такая эгоистическая праведность или доверчивое сыновство младшего? Поэтому Церковь, обращаясь к кающимся грешникам, говорит: «Не думайте о том, что скажут о вас люди, то есть ваши старшие братья, а радуйтесь о том, что отец ваш принимает вас к себе и даёт вам жизнь». «При-идите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Откликнемся же на этот призыв. Ведь это Отец! Но как жутко, что рядом с ним очень часто стоит каменный, чёрствый, завистливый и как будто умерший душой старший брат, который всегда был в доме отца, а прощать так и не научился. Подумаем над этим. Ведь скоро Прощёное воскресенье и как бы не оказалось, что и мы не умеем прощать тех, кого за покаяние, страдание и слёзы уже давно простил и принял Господь.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку