- (045) Постовая проповедь
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(045) Постовая проповедь

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Поприще Великого поста, которое ещё недавно казалось нам таким долгим, приблизилось к своей середине. В старые времена христианский пост, особенно в монастырях, означал совершенное воздержание от пищи, то есть такое состояние голода, которое доводило тело до крайнего предела. Но именно здесь мы и понимаем, что пост как физическое лишение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной стороны. Господь сказал: «Постом и молитвою». А это значит, что без соответствующего духовного усилия, без укрепления себя Божественной благодатью, без сознания своей совершенной зависимости от Бога, физический пост на самом деле может стать самоубийством.

Если даже Самого Христа дьявол посмел искушать, когда Господь постился и испытывал голод, то у нас, простых людей, нет никакой возможности избежать искушения. Физический пост, как он ни важен, становится не только бессмысленным, но даже опасным, если не соединён с духовным трудом, то есть с молитвою, мыслью, сосредоточенной в Боге. Пост — это искусство, которым в совершенстве владели святые. И с нашей стороны было бы опасно и самонадеянно пытаться овладеть этим искусством без духовного рассуждения, должной осторожности и совета со священником. Вот почему всё великопостное богослужение постоянно напоминает нам о трудностях, препятствиях и искушениях, которые встают перед тем, кто рассчитывает в великопостный период только на собственные силы, а не на Бога. В эти великопостные дни снова льются напевы покаянных псалмов, которые до глубины волнуют нашу душу, воскрешая в ней всё самое лучшее и святое. Снова мы слышим умилительную молитву Ефрема Сирина и великий покаянный канон Андрея Критского. Какие дивные слова покаяния мы слышим в этом каноне: «Откуда начну плакати...»

Чудная личность — святой Андрей Критский. Можно сказать, «ангел во плоти». Но что же он говорит в своём каноне? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается». Если же он, великий святой, так говорил о себе, то что же нам сказать, какими же мы должны видеть себя?

Однако любящий Господь и до последнего часа человеческой жизни не перестаёт стучаться в сердце человека и напоминать о Своей любви. «Се стою и стучу...» В эти дни на середину храма выносится Голгофа — Честный и Животворящий Крест Господень. Делается это для того, чтобы ещё раз напомнить нам о спасительных для нас страданиях Иисуса Христа. И взглянув на лик Распятого, Который смотрит на нас с кроткой печалью, чувствуешь, как что-то неизмеримо высокое встаёт перед взором. Душа силится вникнуть в эту тайну Божественных страданий, не может и всё ниже склоняется к подножию Креста. Хочется заплакать и сказать: «Господи! Ты видишь все мои грехи и всю мою духовную нищету. Нет во мне ничего светлого и достойного ни для Твоего святого взора, ни для Твоей любви и милосердия. Я часто осуждаю моих ближних. Обиды, нанесённые мне, долго живут во мне. Всякое жизненное испытание я встречаю с недовольством и ропотом. И всё же, Господи, душа моя стремится к Тебе. Дай же мне силы оставить свои грехи. Пошли мне слёзы покаяния, чтобы в этих слезах потонула моя греховность. Силою Твоей любви укрепи мою немощь. Возроди мою грешную душу. «Даруй ми зрети моя прегрешения». «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

А милосердный и любящий нас Господь никогда и никому не обещает ни завтрашнего дня, ни «светлого будущего», но всем обещает спасение через осознание своей испорченности и покаяние в грехах своих.

Вспомним благоразумного разбойника. Потрясающий пример покаяния в последние минуты человеческой жизни. Иоанн Златоуст говорит: «Примера такой веры в Евангелии больше нигде не найдёшь!»

Многие веровали, когда видели Христа творящим чудеса. А вот разбойник увидел Его висящим на кресте — измученным, истерзанным, окровавленным, распятым. Вот попробуй в таком положении уверовать, попробуй тут признать в Нём Владыку и Господа. А разбойник признал. И такое пламя веры забушевало в его душе, что в этом пламени сгорели все его грехи и все злодеяния, а слышна была только молитвенная просьба: «Помяни меня, Господи, когда при-идеши во Царствии Твоем».

Ничего не просил разбойник сразу для него сделать. Просил только помянуть его тогда, через тысячи лет, когда Спаситель второй раз придёт во славе Царствия Своего судить мир. Но по Своей непостижимой любви Господь дарует разбойнику гораздо больше, чем тот у Него просил. Ибо услышал разбойник слова царской милости и Божественного величия: «Истинно говорю тебе. Ныне же будешь со Мною в раю».

Вот как любит Господь человека. Пришёл на землю «взыскать и спасти погибшего». И даже на кресте, будучи распятым, тяжко и невыносимо страдая, не забыл о Своём спасительном деле, ради которого пришёл в мир. И тут нашёл заблудшую овцу и сумел привлечь её в Царство Небесное. Ни слова упрёка за грехи, ни гнева, ни наказания — а только одна милующая и всепрощающая любовь.

Поэтому мы, православные люди, видя перед собой такой пример покаяния и прощения, просто не имеем права сомневаться в своём спасении. Вот почему Феодосий Черниговский говорит: «Своими грехами, вспоминая их, смиряй свою гордыню, но не измеряй любви Божией, ибо, как Господь бесконечен, так и любовь Его безгранична и бесконечна».

А Тихон Задонский пишет: «У нас грехов много. А у Бога милосердия ещё больше. По своим грехам мы делаемся сообщниками бесов. А Господь делает нас причастниками Своего Тела и Крови. По своим делам мы достойны вечного огня и адских мук, а Он, милосердный, открывает перед нами райские двери». И чем же нам выразить свою благодарность Спасителю? И что сказать на это? А сказать надо: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» Какая безграничная, святая, отеческая любовь! Какая бездна милосердия! Поэтому в оставшиеся дни Великого поста хочется пожелать всем как можно чаще посещать православные храмы, беречь святую веру в своём сердце как величайший дар Божий, со страхом приступать ко Святой Чаше. Вспомним, как ещё за тысячу лет до Рождества Христова пророк Давид сказал: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». «Вкусите и видите, яко благ Господь».

Каждый человек состоит из души и тела. Когда-то, за сотни лет до Рождества Христова, ещё великий Платон говорил: «Самая большая ошибка врачей заключается в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь прежде вылечить его душу; однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».

Вот почему и Христос исцеляя болезни людей, прежде всего исцелял душу, освобождая её от грехов: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».

И как молитва является жертвой Богу от нашей души, так и пост — жертва Богу от нашего тела. Что же означает само это слово «пост»? Это, во-первых, очень высокая должность в светской государственной службе, а во-вторых, место, на котором стоит часовой. «Стоит на посту», — говорят про такого воина. Поэтому как государственный деятель, так и часовой на посту, то есть на страже должны зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред тому, что им поручено. Так и наш пост есть прежде всего стояние на страже своей души, то есть тщательное наблюдение за собой, чтобы ничто не повредило внутреннему духовному состоянию верующего человека. Прежде всего, это наблюдение за своими мыслями, словами, языком. Это обуздание своей воли. А только затем уже и воздержание, по мере возможности, и от скоромной пищи.

Быстро, очень быстро, промчатся оставшиеся дни Великого поста, и траур Голгофы сменится радостным утром Светлого Христова Воскресения. И ничто в мире не затмит и не задержит дивную красоту этого чудного Божьего дня. Поэтому хочется пожелать всем провести оставшиеся великопостные дни в усиленной молитве и встретить Святую Пасхальную ночь с душою, очищенной от греха! Даруй, Господи, всем нам это великое счастье!

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку