- (054) "Смертию смерть поправ..."
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(054) "Смертию смерть поправ..."

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

История мира хранит великое множество тайн. Но самое невероятное в ней — это жизнь Иисуса Христа и тайна Его Воскресения. Неодинаково приняли эту тайну даже ближайшие Его ученики. Неодинаково принимают её и сейчас. «Не поверю, — сказал апостол Фома, — пока сам не увижу на руках Его язвы от гвоздей». Но самые пламенные апостолы — Пётр и Иоанн, встревоженные необычайной вестью, сразу же поспешили ко святому гробу. Иоанн был моложе Петра, и он первым достиг пещеры, где погребли Иисуса. Однако не вошел в неё, а, только заглянув, увидел пустой гроб и аккуратно лежащие пелены. Но вот прибегает и Пётр. Он не медлит и сразу же вступает в сумрак пещеры. Что же он видит? Пелены и плат, свитый и отдельно лежащий, вот и всё. И Пётр «дивится бывшему».

Тогда вслед за ним входит и Иоанн. Он видит то же, что и Пётр. Но чуткому сердцу молодого апостола внутренность пещеры поведала многое. Всё здесь было необычно. Ведь враги Христовы говорили, что Он не воскрес, но тело похищено. Почему же тогда оставлены погребальные пелены, да ещё в таком, тщательно сложенном виде? Если тело похищено, то зачем его обнажали? А смесь из смирны и алоя, принесённая Никодимом для погребения, — ею ведь был обильно умащён Усопший, и она сильно пропитала и приклеила пелены к телу. Каким же образом удалось их снять? А плат, который лежит сейчас особо и так аккуратно свитый? У кого было столько времени, чтобы всё это проделать? Ведь на дверях пещеры стояла печать, а у входа несла охрану стража из воинов. Возможно ли при таких обстоятельствах похищение?

И всё увидев, Иоанн понял, что смерть не удержала Господа в своих объятиях, и уверовал. «Блаженны не видевшие, но веровавшие».

Так по-разному была воспринята весть о Воскресшем Христе в первые часы этого священного события. Но уже на другой день и в последующее время Спаситель начал являться апостолам, и радость о Воскресшем Господе стала заполнять их души. Эта радость впоследствии пронеслась по всему миру, стала верой миллионов человеческих сердец и через века и тысячелетия дошла до нас.

Поэтому Воскресение Христово, то есть Святая Пасха, есть не только самый высочайший и радостный, но и самый древний христианский праздник. В событии крестной смерти и Воскресения Господа из мёртвых заключается средоточие всей Библии и основание всего христианства. Этим событием апостолы начинали свою проповедь, и на нём, как на твёрдом камне, Святые Отцы группировали высочайшие догматы православной веры.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», то есть всё напрасно, бессмысленно. Действительно, если бы Христос не воскрес, то Он, может быть, и оставался бы для человечества великим, праведным или даже святым Учителем-проповедником, каких тысячи. Но Он не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Однако в святую пасхальную ночь, которую каждую весну переживает человечество, Господь выходит из гроба Победителем смерти, и с этой минуты Он не только наш Праведный Учитель, но и Всемогущий Бог. Эту святую истину на протяжении двух тысяч лет утверждает христианская Церковь через своих пастырей. В IV веке один из них, Григорий Богослов, даже свою последнюю беседу закончил такими словами: «Я чувствую, что перо мое уже дрожит в старческих руках. Я, вероятно, пишу мое последнее слово о Воскресении Христовом. Но я знаю, что Промысл Божий воздвигнет и после меня других пастырей, которые до скончания времён, не умолкая, будут проповедовать о Святой Пасхе и Воскресении Господа из мёртвых».

«Пасха» — это название происходит от еврейского слова «песах», то есть «исход», «избавление» или «освобождение». В Ветхом Завете праздник Пасхи был воспоминанием о выходе израильтян из Египта и избавлении богоизбранного народа от мучительного и непосильного рабства. Новозаветная Христова Пасха заменила древнюю, ветхозаветную. Празднуя Пасху, христиане тоже отмечают избавление от рабства, но только духовного — рабства греха. Это избавление от греха и смерти Господь Иисус Христос Своим Воскресением из мёртвых подарил всем людям нашей планеты без различия пола, возраста и национальности. С тех пор и до наших дней проповедь о Воскресшем Спасителе не перестаёт и никогда не перестанет звучать в Церкви Христовой. И эту истину кроме евангелистов засвидетельствовали лучшие историки древности — Иосиф Флавий, Корнелий Тацит, Плиний Младший, Евсевий Кесарийский и многие другие. Две тысячи лет назад эта весть о Воскресшем Христе, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир и принесла надежду всем людям, вдохнув в них энергию и жизнь. И если первыми учениками Иисуса были простые неграмотные рыбаки, то впоследствии перед Его Крестом склонились величайшие умы человечества. И сегодня, в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова, Евангелие, повествующее о Воскресшем Христе, переведено более чем на тысячу языков и победоносно расходится по миру, намного опережая лучшие литературные творения человеческого гения.

Святое Евангелие — это книга таких откровений, какие даны человечеству один раз и на все века. В этой небесной книге есть всё, что человек может узнать о Боге, о Его существе, милосердии и суде. В этой книге всё, что человек может узнать и о себе, о своем происхождении, назначении, земной жизни и жизни вечной. Всё в ней открыл Тот, Кто жил среди нас двадцать веков назад. Благодаря этой божественной книге мы теперь знаем: что человек посеет здесь, на земле, то и пожнёт там, в потусторонней жизни. Через Евангелие Бог открыл Себя человеку, и теперь всё зависит от нашей свободной воли. В свете Воскресения Христова мы теперь знаем, что порядок вещей в земной жизни продолжится только до той минуты, когда наступит телесная смерть, то есть переход души человеческой из одного состояния в другое. Тогда начнется иной порядок жизни — той вечной жизни, о которой Господь сказал, что «там многие первые будут последними и последние первыми», где мнимое земное торжество и слава сменятся скорбью, а временные страдания увенчаются вечной радостью. Здесь же, на земле, эту радость предвозвещает нам весть о Воскресении Христовом.

Проходят века и тысячелетия. Политические грозы и военные ураганы проносятся над Церковью. Внешние и внутренние враги подстерегают её. Властолюбие вождей и мирские соблазны, человеческие грехи, ереси и расколы порой, кажется, ставят под удар самоё её существование. Но Церковь, несмотря ни на что, живёт и действует. Тайна этой жизни заключается в Воскресшем Христе, который «вчера, сегодня и вовеки — Тот же». Его, Победителя смерти, Церковь прославляет каждый седьмой день недели. Но в день Святой Пасхи этому прославлению нет границ. Ибо Он, воскресший Первенец из мёртвых, хочет, чтобы и мы воскресли вместе с Ним и вошли в вечное Царство Отца Небесного.

Поэтому «в сей нареченный и святой день» хочется пожелать каждому человеку всем сердцем принять участие в праздновании Святого Христова Воскресения, чтобы праздновать Святую Пасху в нескончаемый день жизни вечной.

Воистину Христос воскресе!

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку