- (058) В день святых новомучеников Белгородских
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(058) В день святых новомучеников Белгородских

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Икона "Собор святых новомучеников Белгородских

«Радуйтесь, праведники, о Господе,
правым подобает похвала»
(Пс. 32, 1)

Сегодня, в первый день лета, Святая Церковь отмечает память Белгородских святых новомучеников. Поэтому сегодня в нашей епархии и в нашей Белгородской области день Ангела. И этот день мы теперь отмечаем ежегодно: в позапрошлом году — в Старом Осколе, в прошлом году — в Борисовке, а ныне — здесь, в Строителе.

Господь наш Иисус Христос, незадолго до Своего распятия и смерти сказал Своим последователям: «В мире будете иметь скорбь. Меня гнали, будут гнать и вас. Но мужайтесь. Я победил мир».

И на протяжении всей двухтысячелетней истории христианства мы видим постоянные гонения на Церковь Божию как хранительницу спасительного Христова учения.

В истории этих гонений Москва явилась действительно Третьим Римом, и страдания Русской Церкви получили вселенское значение и по своему масштабу, и по внутреннему смыслу.

Первый Рим — императорский, времён апостольского Православия, претерпел страшные гонения от язычества. История до сих пор сохраняет имена императоров-гонителей Святой Церкви в первые три века её существования. Это Нерон, Домициан, Траян, Адриан, Марк Аврелий, Септимий Север, Декий, Максимин, Валериан и Диоклетиан.

Второй Рим — греческий православный Константинополь пережил удары католицизма от потерявшего рассудок Запада и тяжкое мусульманское нашествие ислама.

А на Третий Рим, на Святую Русь, на Москву обрушились страшные удары безбожия, ещё неслыханного доселе врага всякой веры и особенно христианства.

Таким образом, все гонения на христианство в разные эпохи истории происходили только на Православную Вселенскую Церковь (в Риме, Константинополе и Москве). И это было прежде всего столкновение Христа и антихриста. И заметьте, ни католичество, ни протестантизм, ни англиканство гонениям не подвергались. Только Православие — сперва язычество, затем ереси и, наконец, безбожие.

И сегодня гонения не прекращаются, но только видоизменяются. В орбиту безбожного разрушительного влияния в данный момент вовлечены все православные страны и народности, то есть географические части Вселенской Церкви. Гонения эти с каждым годом возрастают по своей хитрости, силе и тонкости, а враги Церкви — по своему духу заблуждения и зла.

Наша Русская Православная Церковь, в составе мировой Вселенской Церкви, сравнительно молодая и она не знает в своей истории массового гонения от язычества и ересей. Но зато в её лице Вселенское христианство претерпело страшные удары от безбожия. И Русская Церковь не только заполнила пробел своей истории, в конце тысячелетнего своего существования восприняв великое мученичество, которого ей не хватало, но и завершает общий подвиг Вселенской Церкви, начатый Древним Римом и продолженный византийским Константинополем.

Кто же они, новомученики Российские? являющие для нас великий пример в стойкости своей веры и достигшие ныне Царства Божия? А это представители всех сословий нашего российского общества — и духовенство, и армия, и купечество, и особенно крестьянство.

Из миллионов русских людей, раскулаченных, замученных и убитых в тюрьмах и лагерях, сотни тысяч умирали с верою, молитвою и покаянием на устах и в сердце. И они прощены, ибо покрыли свои грехи мученичеством и, подобно разбойнику на кресте, в день своей смерти получили от Христа Царство Божие. А возглавил этот великий сонм российских новомучеников святой Царь Николай Второй со своей многострадальной Семьёй. «За веру, Царя и Отечество», — вспоминается замечательное русское воззвание, но прежде всего «за веру».

И вот здесь-то и хотелось бы сместить внимание, то есть акцент на тему нашего нынешнего положения в этой вере и нашего поведения в лоне Православной Церкви. Ведь мы — потомки русских новомучеников, плоть от плоти их, продолжатели и преемники их спасительного делания. Что же мы делаем для своего спасения, как бережём этот бесценный дар — Святое Православие, как ведём своих детей к православной вере, ведь многие из недавно пришедших в Церковь людей называют себя «верующими» и сразу же, едва переступив порог храма, не зная ничего, стараются учить, принуждать, заставлять. Им всё видится не так, и всё хочется в одночасье изменить; «Я верующий», — кричит такой человек на других, первый раз зашедших в храм.

Но что такое «верующий» или «неверующий»? В сущности, если вдуматься, какие это всё-таки отвлечённые слова. Как будто верующий всегда, всё время верит. И как будто неверующий всю жизнь живёт своим неверием.

Взять хотя бы Иуду, три года был в обществе Христа, видел чудеса, которые творил Господь, да что там говорить, сам обладал силой исцелять болезни и воскрешать мёртвых. Это мы, не видя, верим, а он видел, а значит знал — и что же в конце? — предал и продал Христа.

А вот разбойник, никогда не верил, профессия у него такая была, грабить и убивать, какая уж тут вера. Но в последние минуты своей жизни, невыразимо страдая, он, глядя на умирающего Христа, покаялся и получил прощение.

Вот апостол Пётр, не просто верующий, «камень веры», клянётся умереть за Христа, но вскоре трижды отрекается. А неверующий отец больного ребёнка с плачем бросается ко Христу и слёзно просит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». И в этих словах больше глубокой правды, подлинной, человеческой, чем во всех отвлечённых спорах о вере и неверии.

Как в наше время всё-таки можно узнать человека — верующий он или неверующий? Да очень просто. Осуждение и неосуждение. Если человек осуждает других, сплетничает, судит, то есть предвосхищает суд Божий, пусть даже он ходит в церковь — это неверующий. Верующий человек, если он правдив перед собою, знает, что он слишком часто живёт так, как если бы Бога никогда не было. Верующий человек скорбит о своих грехах, а не других осуждает за их грехи. «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Ведь лицо каждого человека, каждый человек — это живая икона, созданная по образу и подобию Божию. Как же мне его осуждать, это творение Божие?

Но, к сожалению, всё очень часто бывает совсем наоборот. А ведь достаточно всего лишь не делать зла и благо тебе будет. Это добро трудно делать, потому что надо трудиться, себя принуждать. А зло достаточно просто не делать и всё. И трудиться-то не надо. Так нет же, человек сам себя отравляет ядом зла, языком и завистью. А Василий Великий когда-то говорил, что «зависть — это печаль о чужом благополучии», то есть завидующий, осуждающий сперва самого себя мучает злом, которое растекается в его сердце, а значит, сокращает свою и без того короткую жизнь.

Потому-то Господь и сказал про таких: «Что ты смотришь на сучок в глазах брата твоего, а бревна в своём глазу не видишь».

Поэтому истинным христианином, верующим человеком становится тот, кто видит прежде всего свои грехи, своё больное существо, а значит нужду во Враче, в Спасителе: «Иисусе, Сыне Божий, Врачу душ и телес, помилуй меня, грешнаго».

Как-то в Петербурге батюшку Иоанна Кронштадтского пригласили на воскресный вечер в дворянский клуб. Пел Шаляпин. Затем хорошо и много пела известная певица — столичная дива. Все восхищались, рукоплескали, дарили цветы и комплименты — она упивалась признанием и славой. Уже когда стали расходиться, батюшка подошёл к ней и сказал: «Сударыня, Господь дал вам замечательный дар. Как было бы хорошо, если бы только 2-3 раза в год, по самым большим праздникам вы пели у нас в соборе. Это была бы ваша благодарность Богу за подаренный вам талант». Певица вспыхнула: «Я не желаю тратить своё время в обществе каких-то грешников». Тогда батюшка сказал: «Сударыня, поверьте, вы такая же грешница, как последняя уличная девка».

К сожалению, подобная психология у большинства из нас — «я не такой, как все». А святые? Они видели саму поражённость души человеческой, следили за собой, за своими тайными мыслями, поступками, желаниями, они боролись с грехами, и в этой борьбе часто оступались, падали, тонули, как и апостол Пётр, страдая от маловерия и плача о грехах своих. Но, веруя во Христа, снова вставали и устремлялись к Нему, помня Его слова «не праведников пришёл Я призвать, но грешников на покаяние». Потому что здесь, на земле, мы все одинаковы. Это уже после телесной смерти Господь определяет, каким был человек. А здесь, в Церкви земной, воинствующей, постоянно идёт борьба с грехом. И Господь помилует не за праведность, а за борьбу. Как на Афоне говорят: «Не смотри, как он живёт, посмотрим, как он будет умирать». «Царство Божие внутри вас есть», — сказал Господь. Вот значит в чём суть, в очищении нашего сердца, мыслей, желаний. Преподобный Пётр Дамаскин говорил: «Признаком начинающегося здоровья души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

Обратите внимание, «бесчисленных, как песок морской». А у нас есть сейчас такие «верующие», которые даже на исповеди говорят: «А у меня нет никаких грехов». А этот святой, очевидно, ничего не понимает, ибо говорит со слезами: «...бесчисленных, как песок морской».

Этот критерий действительно замечательный. Чем равнодушнее человек к своему внутреннему духовному состоянию, чем меньше он видит своих грехов, тем дальше он от Бога. Чем больше человек осознаёт свою греховность, сокрушается, видя свою внутреннюю немощь, тем больше он смиряется, тем ближе он к Богу. А слёзное покаяние — это, может быть, и есть единственно истинная молитва.

В чистой воде видны на донышке все камни, и большие и малые. В грязном омуте ничего не видно. Поэтому кающийся человек, очищающий своё сердце исповедью, непременно узнает Бога. Господь даст ему в какой-то мере ощутить Себя. Такой человек непременно встретит в своей душе Бога и поймёт всю силу Христовых слов «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Именно этим путём и шли все православные святые — наши духовные поводыри.

В какой степени нужен внешний подвиг? Ну конечно нужен. Посещение церковных служб, пост, молитвенное правило, поклоны — всё это необходимо, но это только средство, а не цель. А у нас очень часто превращают это в самоцель. «Я уже 20 годив сюды проходыла, а ты тилькы зайшла». Ну и что из того, что 20 лет? Вот именно «только проходила», а так ничего и не поняла. Ибо в самом, порою, нехристианском и наглом отношении к людям мы стараемся самым тщательным образом исполнять внешнюю сторону — бить поклоны и поститься до изнеможения. Старец Варсонофий говорил: «Знавал я таких верующих, которые в день съедают по одной просфорочке... и по одному человеку».

Господь перед Своей крестной смертью завещал нам: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга». Ведь жизнь порою бывает жестока, часто преподносит нам непредвиденные сюрпризы, поэтому надо не осуждать, а помогать друг другу. Вот наш путь. Им следовали святые. Им будем следовать и мы. Апостол Павел учит нас: «Братие, по возможности имейте мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

И если ты действительно верующий, «покажи мне веру от дел твоих», — учит нас другой апостол.

Господь даровал людям христианство не для того, чтобы нам гордиться принадлежностью к нему (а именно так порою и происходит), а для того, чтобы стыдиться себя в нём. Потому что основатель христианства — безгрешный Христос принял на Себя всю нашу греховность, понёс её на Себе, пригвоздив ко Кресту «и нас ради человек и нашего ради спасения» стал Самым великим грешником, «взявшим на Себя грехи всего мира».

Поэтому в день, когда мы традиционно отмечаем память наших святых земляков, соотечественников, которые проходили этот путь с гораздо большими скорбями и увенчали свою жизнь мученичеством за Христа, помолимся им, чтобы и они помолились за нас и помогли нам своим бессмертным примером стать действительно верующими людьми и достигнуть Царства Божия.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку