- (070) Слава Фавора
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(070) Слава Фавора

ЖИВОЕ СЛОВО. (Проповеди). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

Преображение Господа Иисуса Христа

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою»

По мере приближения Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос всё чаще задумывался над тем, как двенадцать апостолов воспримут Его смерть. Не раз Он говорил ученикам о том, что Ему предстоит много пострадать, претерпеть мучения и страшную кончину. Часто Он разъяснял им цель Своего пришествия в мир: предстоявшую Ему искупительную жертву на кресте, её неизбежность и добровольность.

Но способны ли были ученики понять Его? Могли ли они подлинно знать, с Кем ходят и Кто Он? На вопрос Господа, за кого люди почитают Его, они ответили по-разному. Одни сказали «за Иоанна Крестителя», другие «за Илию», третьи «за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Господь спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Они же, смутившись, не знали что сказать. Сколько совершил Он на глазах у них чудес, и они не знали, Кто перед ними. И только один Пётр сказал: «Ты Христос — Сын Бога Живаго».

Поэтому, желая укрепить их веру в Своё Божество и понять всю глубину Божественного снисхождения, желая уразуметь им добровольное страдание Сына Божия, Спаситель решил показать ученикам Свою небесную славу, которую имел у Отца ещё до сотворения мира.

Уже незадолго до Своего исхода в Иерусалим Господь, обратившись к двенадцати, сказал: «Истинно говорю вам, есть среди вас такие, которые ещё не вкусив смерти, уже увидят Сына Человеческого, грядущего во царствии Своем». «По прошествии же дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвёл их на гору высокую одних», — так повествует Евангелие. Но здесь необходимо заметить, что ведь с Господом постоянно ходили двенадцать учеников, однако Он взял с Собой на гору только троих. А почему не взял всех? Да потому, что Господь отлично знал, что один из двенадцати — сатана. Этот человек недостоин был видеть славу Преображения. Но чтобы ему не было оправдания, Спаситель и берёт с Собою только троих, а остальных оставляет с предателем. Но почему Господь берёт с Собою именно Петра, Иакова и Иоанна? Неужели другие были менее достойны? Нет. Все были одинаково равны перед Богом и всех любил Господь. Но Петра Спаситель берёт потому, что этот апостол самый первый узнал в Нём Христа. Иакова берёт потому, что этому ученику предстояло самому первому из двенадцати пострадать за Христа. А Иоанна Иисус берёт для того, чтобы, увидев Славу Сына Божия и уразумев, что всё в мире создано Им, Богом-Словом, Иоанн впоследствии, как и подобает «сыну Громову», возгремел в своём Евангелии, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А чтобы остальные ученики не обиделись, Спаситель даже этим троим не сказал, куда и для чего поведёт их. Итак, «Взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Господь возвел их на гору высокую одних».

В Евангелии не говорится, как называется эта гора. Но Священное Предание сохранило и донесло до нас её имя. Она называется ФАВОР. Ещё за тысячу лет до Рождества Христова псалмопевец Давид, провидев будущую славу этой горы, воскликнул: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». И до сих пор, до сего дня, одиноко стоит в Палестине пустынная гора Фавор. Высокая, круглая, покрытая дубовыми и фисташковыми рощами, благоухающая цветами, она возвышается здесь, по выражению игумена Даниила, «яко стог среди поля». Сюда, на вершину этой горы и привёл Господь Своих учеников. Утомлённые от долгого восхождения апостолы прилегли на траву, а Сын Божий отошёл в сторону и начал горячо молиться Своему Небесному Отцу. Он молился не так рассеянно и лениво, как мы. Его молитва была подлинным разговором с Богом. Здесь же, на вершине Фавора, Господь молился так страстно, что сила Его молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнила душу Иисуса необычайным светом. Преизбыток этого небесного света, не удерживаясь в душе, пролился на тело Христа и засиял на лице Господа. Но не вмещаясь и здесь, лучи Божества излились и на одежды Его. И в Евангелии сказано, что «сделались одежды Его в тот час белее снега, такой белизны, какой нет на земле».

Началось Святое Преображение.

Поражённые необычным видением ученики замерли в немом восхищении. Пред их лицом Господь на несколько минут приоткрывал тайну Своего Божества, тайну не только Своей славы, но и славы всего Небесного Царства, в котором Он встретит души всех уверовавших в Него. Здесь, на Фаворе, апостолы воочию увидели, что Христос обладает и небом, и землею, и живыми, и мёртвыми. Вот в сиянии Его Божества являются Ему два мужа — Моисей и Илия. Они стоят как бы на воздухе, по левую и правую стороны от Господа, беседуя с Ним. Моисей жил за тысячу пятьсот лет до Рождества Христова и умер, не войдя в землю обетованную. Иудеи, обвиняя Христа в нарушении закона, говорили: «Нам закон дал Моисей, а откуда ты пришел, мы не знаем». И вот сейчас Моисей сам является ко Христу из царства мёртвых и признаёт Его своим Владыкой. Пророк Илия жил за девятьсот лет до Рождества Христова и живым взят на небо. Всю свою жизнь он был известен необычайной ревностью к славе Божией, и не предстал бы Тому, Кто, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу, на самом деле не был бы таковым. Воистину на Фаворе Господь показал ученикам, что Он есть Творец и неба, и земли, и, что Он обладает и живыми, и мёртвыми. Как свидетель живых — перед Ним был пророк Илья. Как свидетель мёртвых — перед Ним был Моисей. Как свидетели земли перед Ним были Его апостолы. Они слышали беседу Его и подтверждение от «закона и пророков» о грядущем исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. И когда перед учениками открылось всё это, и они увидели преобразившегося Христа во всей Своей Славе, то их сердца пережили такое чувство радости, что апостол Пётр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть. Давай не уходить отсюда никогда. Давай сделаем три кущи: одну Тебе, другую Моисею и одну Илие».

Божественный Павел в одном из своих посланий пишет: «Когда я был младенцем, то и мыслил по-младенчески». Так и апостол Пётр. Имея чистую, невинную душу, он в то же время не мог понять, что Спаситель пришёл не только ради них троих, но ради всего человечества. Чтобы всех, верующих в Него, привести через крест к состоянию такого великого блаженства.

Однако Преображение уже подходило к концу. Святые пророки отходили. Одежды Спасителя становились обычными. Но слава Фавора ещё продолжалась. Неожиданно апостолов объяло облако, и, как свидетель с небес, вдруг раздался голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный. В Нем Мое благоволение. Его слушайте!», то есть благоговейно и с верою принимайте слова Его и путь Его. Потому что Он во всём равен Мне и будучи Моим Сыном, во всём составляет едино со Мной, и если Сам пойдёт на крест и вас поведёт за Собою, следуйте покорно вослед Ему.

Так закон, пророки и голос Отца засвидетельствовали миру и о приближении Креста, и его неизбежности. Преображением Господним начиналась самая униженная и труднейшая в глазах человечества часть служения Христа.

Божественная слава Фавора готовила миру победную славу Голгофы. Из Евангелия видно, что Преображение Господне произошло незадолго до Его крестных страданий. Историк церкви Евсевий Кесарийский, а также Иоанн Дамаскин единодушно утверждают, что это священное событие случилось за 40 дней до крестной смерти Иисуса Христа. И если исходить из этого предания и следовать хронологии, то праздник Преображения должно было бы совершить за 40 дней до Страстной пятницы, то есть в самом начале Великого поста.

Однако Святые Отцы, бывшие творцами богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник во дни, посвя-щённые сугубому покаянию и сокрушению о грехах. Поэтому они и перенесли его на другое, более удобное время. Но, учитывая внутреннюю связь Преображения с крестными страданиями Спасителя, Святые Отцы постановили — праздновать Преображение ровно за 40 дней до Воздвижения Честного и Животворящего Креста, то есть 6 августа по старому стилю.

Следует также отметить, что одна из особенностей этого праздника заключается в том, что в этот день в конце Божественной литургии совершается чин освящения плодов. Этот обычай напоминает нам о том, что в день Страшного суда мы должны будем принести Господу плоды нашей веры, нашей внутренней духовной жизни. А плоды эти есть наше с вами духовное преображение. Вспомним, что Господь преобразился во время молитвы. Этим Он показал и нам путь благодатного изменения нашего естества. Поэтому и сегодня, в этот радостный праздник, когда Господь преобразился на Фаворе, показав ученикам Славу Свою, попросим и мы Его, чтобы Он освятил наши грешные души Светом Своим присносущным, помог всем нам пройти земной путь и войти в радость Его вечного Царства, которому не будет конца.

Аминь.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку