- (081) Апостол Америки и Сибири
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

(081) Апостол Америки и Сибири

ЖИВОЕ СЛОВО. (Доклады). Протоиерей Леонид Константинов

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>

«Идите по всему миру
и проповедуйте Евангелие всей твари»
(Мк. 16, 15)

Деятельность Церкви Христовой на земле принято называть миссией. Эта миссия Церкви обращена как к отдельным лицам, так и к целым обществам. Имея целью вечное спасение души, она затрагивает духовные, нравственные и культурные основы их существования. Сам термин «миссионерство» относится к области начального ознакомления как отдельных лиц, так и целых народов с учением Христовым и жизнью во Христе.

Из истории христианства мы знаем, что помимо внутренней готовности человека или целого народа к принятию христианской веры, необходимым фактором здесь выступает личное свидетельство того, кто несёт Благую весть.

Господь Иисус Христос заповедал ученикам Своим просветить светом евангельского учения весь мир. С личного свидетельства святых апостолов началось обращение ко Христу многих племён и народов, а также устроение поместных Церквей.

Личное свидетельство святой равноапостольной Нины привело ко Христу целое грузинское царство. Личное свидетельство святых солунских братьев Кирилла и Мефодия обратило во христианство многие славянские племена.

В этом же смысле апостолом Руси явился великий князь Владимир. Именно его миссионерская деятельность дала тот импульс к распространению христианства по всей Киевской Руси, а также обеспечила становление Русской Православной Церкви и способствовала прогрессу русской национальной культуры/

Если мы обратимся к дальнейшей истории миссионерства на Руси, то увидим в ней огромное значение личностного фактора в деятельности русских миссионеров. Эти самоотверженные люди были в большинстве своём не только живыми свидетелями своей веры, порою даже ценой жизни, но и подлинными создателями культуры целых народов.

В числе последних могут быть названы имена святителя Стефана, епископа Пермского, — просветителя зырян, архимандрита Макария (Глухарева) — апостола Алтая и, наконец, святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, — просветителя Алеутских островов, Камчатки, Аляски, Якутии и Приамурья — величайшего миссионера всех времен и народов.

Среди русских миссионеров его имя сияет, как звезда первой величины. Его по праву называют апостолом Америки и Сибири.

Святитель родился 26 августа 1797 года в селе Ангинское Иркутской области и во святом крещении был назван Иоанном, в честь преподобного Иоанна, Патриарха Цареградского. Его отец, Евсевий Попов, был простым сельским пономарём в местной церкви. На седьмом году жизни мальчик лишился своего отца и перешёл под опеку дяди — диакона Димитрия Попова. Уже к этому времени он сделал такие успехи в познании грамоты, что мог читать в храме Апостол. В девятилетнем возрасте Иоанн Попов был определён в Иркутскую духовную семинарию. Здесь он учился сначала под фамилией Попова-Ангинского (в отличие от других Поповых), а затем, за свои личные достоинства и за сходство душевных качеств с только что почившим Иркутским владыкой Вениамином, ректор предложил молодому семинаристу именоваться Иоанном Вениаминовым.

В 1817 году Иоанн Вениаминов вступил в брак и был посвящён в сан диакона, а в 1821 году рукоположен в сан священника.

Спустя два года управляющий Иркутской епархией епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова, входившие тогда в состав русских владений, однако ехать туда никто из духовенства не хотел. Владыка был в полном затруднении, как вдруг является к нему отец Иоанн Вениаминов с выражением желания ехать. Это решение отца Иоанна владыка воспринял как жертву за всю Иркутскую епархию, в которой никто, кроме него, не желал ехать в Америку.

Около двух месяцев ушло на сборы, и 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска вместе с семьёй на славные полустолетние подвиги. Путь его был чрезвычайно труден, на лодках, лошадях, небольшом судне, при морских болезнях, бурях, недостатках воды и пищи. И только через 14 месяцев со дня отъезда из Иркутска отец Иоанн прибыл к месту своего служения — на алеутский остров Уналашку.

Первой заботой отца Иоанна было построение храма, что оказалось делом очень нелёгким, ибо никто из алеутов работать не умел. И, приступая к своему апостольскому служению, молодой миссионер первым делом обучает туземцев ремеслам: готовит из них плотников, столяров, кузнецов, каменщиков. Будучи сам, что называется, мастером на все руки, отец Иоанн за один год сооружает храм и своими руками изготовляет к нему иконостас и престол. Затем начинаются переезды с острова на остров с проповедью Евангелия. Здесь возникают новые трудности — изучение алеутского языка. На это уходит три года. К этому времени его приход составляет 60 островов и две тысячи алеутов.

Туземцы очень быстро оценили апостольскую ревность своего пастыря: как на праздник, выходили они к нему навстречу, бросая свои дела, с удивительным вниманием слушали его беседы, а во время богослужения стояли настолько неподвижно, что только по следам их ног можно было узнать, сколько в храме было народу. Не сводя с отца Иоанна глаз, они при его приближении говорили: «Отец, отец наш». Многие из них были впоследствии большими молитвенниками, что обнаруживалось лишь случайно или при их кончине.

К тридцатым годам XIX века отец Иоанн представил свои первые переводы на алеутский язык: Катехизис, букварь с молитвами и Евангелие от Матфея. Особая трудность перевода заключалась в том, что в алеутском языке отсутствовали многие слова, часто встречающиеся в Библии, например, гроздь, виноград, пшеница, лев, овца и т.д. Благодаря этим трудам, стала быстро распространяться грамотность среди населения. Облагородились нравы алеутов. Прекратилось многожёнство, убийства, междоусобия. Стал увеличиваться прирост населения.

Просвещая взрослых, не забывал отец Иоанн и о детях, часто беседуя с ними так же серьёзно, как и со взрослыми, поучая их в доступной форме. Вскоре для обучения детей отец Иоанн завёл импровизированную школу, составил для неё учебники и был её постоянным учителем.

Таково было десятилетнее служение отца Иоанна среди алеутов на острове Уналашка. Кроме своей паствы на островах, отец Иоанн посетил селение Нугешак на американском материке, где сперва крестилось 13 человек, а во второй его приезд количество крещаемых возросло до 220-и. За все эти труды в пользу миссии отец Иоанн был награждён наперсным крестом и переведён в Новоархангельск на остров Ситху — административный центр русских владений в Северной Америке. Здесь, рядом с Аляской, открылась ещё одна яркая грань его апостольского призвания. Здесь отец Иоанн борется с эпидемией оспы, косившей местное население — колошей, а затем, после прекращения болезни, обращается к воинственным и недоброжелательным аборигенам с проповедью Евангелия. Колоши заметили, что заклинания местных шаманов оказались бессильными против оспы, а русские и алеуты все до одного остались невредимыми, благодаря прививкам. Это обстоятельство заставило их призадуматься и усомниться в силе своих языческих божков и их посредников — шаманов. В 1837 году после проповеди отец Иоанн совершил первую Божественную литургию в Ситхин-ском редуте, на которой присутствовало полторы тысячи колошей. Этот успех окрылил отца Иоанна и послужил началом духовного просвещения на острове Ситхе.

После пятнадцатилетнего пребывания в русских владениях Северной Америки, а именно, в 1840 году неутомимый миссионер предпринимает путешествие в Петербург и ходатайствует перед Святейшим Синодом об организации постоянной миссии. В это время он получает известие о кончине своей супруги и по настоянию святителя Филарета Московского принимает монашество с именем Иннокентий. В день пострига отца Иоанна Синод выработал проект об открытии Камчатской епархии, на которую через три дня из нескольких кандидатов был избран архимандрит Иннокентий (Вениаминов). Его хиротония во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского состоялась 15 декабря в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а уже 10 января 1841 года епископ Иннокентий отправился к месту своего святительского служения. С этих пор миссионерская деятельность святителя Иннокентия приняла более широкий размах. К этому времени у него было уже несколько хороших помощников. Они помогали святителю перевести священные книги на кадь-якское наречие. Благодаря этому, многие шаманы на острове Кадьяк искренне раскаялись и обратились к христианской вере, а некоторые из непросвещённых стремились получить святое крещение. Церковь на острове Кадьяк была полна за каждым богослужением, а в праздничные дни даже не вмещала всех богомольцев. Услышав молитвы и Евангелие на своём родном языке, кадьякцы плакали от умиления.

Следует особо заметить, что благотворное влияние Церкви на туземцев и их тяготение к России отмечалось в американском парламенте уже после того, как русские владения в Северной Америке отошли к Соединённым Штатам. В Конгрессе один из депутатов обвинял своё правительство в том, что оно «ничего не сделало для нравственного и морального блага этого края. Не так поступало русское правительство и русское духовенство, — продолжал конгрессмен, — из дикарей они сделали христиан, из невежд — образованных; они строили церкви, создавали школы и до сих пор ещё лучи христианского света доходят до Аляски не из Нью-Йорка и Вашингтона, а к стыду нашему, из Петербурга и Москвы». В 1850 году за свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далёкой окраины России владыка Иннокентий был возведён в сан архиепископа.

Следует несколько строк посвятить деятельности святителя и на Курильских островах. Миссия Благовестия проходила здесь более успешно, чем в других местах севера. А однажды через одного из учеников святителя, иеромонаха Сергия, Господь благоволил совершиться чуду. Единственное озеро с пресной водой, кишевшее насекомыми, после освящения воды в нём, стало исключительно чистым до сего дня.

Дошёл святитель и до Берингова моря, и до Аляски, где до него вообще не было ни одного благовестника. В своём отчёте в Петербург о крещении эскимосов архиепископ Иннокентий пишет: «Скудная полярная речка крайнего Севера сделалась для них Иорданом».

19 августа 1842 года святителя Иннокентия встречал Петропавловск-Камчатский. А вскоре после этого началось многомесячное, исключительно трудное, поистине апостольское путешествие святителя по Камчатке. На оленьих нартах объехал владыка весь Камчатский край, побывал во всех стойбищах и приходах. 25 суток провёл под открытым небом при сильных морозах. Семь дней ехал в совершенно безлюдных местах, видя перед собой только северное сияние. Это путешествие протяжённостью в пять тысяч километров закончилось 3 апреля благополучным прибытием в Охотск. Во время пребывания святителя на Камчатке три народности были предметом его отеческого попечения — корякская, чукотская и тунгусская.

В ноябре 1851 года святитель обратился в Синод с просьбой о перенесении его кафедры в Якутск. Здесь ему предстояли новые миссионерские труды. Якуты принимали крещение, главным образом, из-за подарков и некоторых льгот, оставаясь при этом в полном неведении христианства и сохраняя прежние языческие обычаи. Верный своим принципам архиепископ Иннокентий немедленно принялся за просвещение страны, открывая храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Это событие якуты встретили, как национальный праздник, а перевод книг облегчил дальнейшее просвещение Якутского края. Заслугой святителя является учреждение здесь самостоятельной Якутской епархии.

Почти 20 лет отдал владыка на устройство Церкви Христовой в Амурской области. В этот период стали известны его заслуги перед Россией как святителя-патриота. Совершив путешествие по Амуру, он составил записку, в которой на основании личных наблюдений и опросов поставил перед русским правительством вопрос о необходимости Амура для России и заселения его берегов. Здесь в качестве миссионера святитель оставил своего сына, священника Гавриила Попова. 9 мая 1856 года на берегу Амура архиепископом Иннокентием был заложен храм в честь Благовещения Божией Матери, а сама станица Уст-Зейская названа Благовещенской. «Отсюда, — писал святитель, — изойдёт благая весть о воссоединении Приамурского края с российскими владениями». Скоро станицу переименовали в город Благовещенск. Здесь была основана кафедра и положено начало евангельской проповеди китайцам.

Спустя год, участвуя в заседании Святейшего Синода, святитель добился двух викариев — в Новоархангельск и Якутск. В начале шестидесятых годов XIX столетия христианство начало распространяться также и среди корейцев. Некоторые из них стали переселяться в русские владения, где охотно принимали святое крещение. К сожалению, в это время вышел закон, по которому духовные лица должны были крестить местное население не ранее, чем светская власть засвидетельствует достаточную их подготовку.

Гораздо успешнее шло распространение христианства между тунгусами, гольдами, гиляками и другими народностями, просвещаемыми священником Гавриилом Поповым. Для гольдов преосвященный Иннокентий нашёл нужным даже построить церковь и при ней школу. Одним словом, для жителей и туземцев Дальнего Востока и Аляски святитель Иннокентий стал тем, чем были Кирилл и Мефодий для русских.

В последние годы своего пребывания на Дальнем Востоке святитель всю свою миссионерскую деятельность сосредоточил в Благовещенске-на-Амуре, куда и перенёс свою кафедру. Посетив Камчатку в последний раз уже в 65-летнем возрасте, архиепископ Иннокентий совершил своё последнее путешествие по Амуру, когда ему было ТО лет. К этому времени годы уже давали себя чувствовать. Владыка слабел физически. К тому же он начал терять зрение. Все чаще в своих письмах он жалуется на нездоровье. Это побуждает его уйти на покой, и он смиренно просит Синод дать ему приют где-нибудь в Московской епархии. Но не к отдохновению от трудов, а к новой деятельности готовил архиепископа Иннокентия Промысл Божий. 19 ноября 1867 года скончался митрополит Московский Филарет (Дроздов), а спустя два месяца эстафета доставила святителю Иннокентию известие о назначении его на место почившего иерарха. После усердной молитвы, с преданностью воле Божией, принял владыка это назначение и, простившись со своей дальневосточной паствой, отправился в Москву, куда и прибыл 26 мая 1868 года. Но и здесь, будучи митрополитом Московским, он остался верен своему миссионерскому призванию и, присутствуя в Святейшем Синоде, много заботился о помощи апостольскому деланию. Это выразилось в учреждении Миссионерского общества с целью проповеди Евангелия на окраинах России. Открытие этого общества в Москве в январе 1870 года встретило большое сочувствие во всех уголках нашей Родины, что выразилось в создании многих миссионерских епархиальных комитетов на местах.

Ареал апостольской проповеди святителя Иннокентия огромен. Он охватывает Восточную Сибирь и Амурский край, Дальний Восток и Камчатку, Курильские и Алеутские острова, Чукотку и Аляску. Он просвещал светом Евангелия алеутов, колошей, курильцев, кадьякцев, эскимосов, кенайцев, чугачей, камчадалов, олюторцев, коряков, чукчей, тунгусов, якутов, китайцев, монголов, маньчжуров, гольдов, гиляков, корейцев и многие другие народы. Вся апостольская жизнь этого человека является в наше время самым ярким примером для подражания всем учащимся духовной семинарии с миссионерским направлением. Распространяя свет Христова Евангелия среди народов Америки, Сибири и Дальнего Востока, святитель Иннокентий вводил эти народы в ограду Святой Церкви, приобщал их к тому идеальному, абсолютному и вечному Божественному началу, проповедником которого в жизнь мира является Церковь. Призванием Православной Церкви, её святой обязанностью на земле является освящение всего естественного строя бытия, всех областей человеческой созидательной деятельности, всех достижений культуры, преображение Божественной нетварной благодатью каждой человеческой личности и плодов её творчества. Поэтому во всей истории человеческого бытия, во всей мировой культуре и во всей творческой деятельности народов мира самым ценным является лишь причастность к абсолютному и вечному Божественному началу. Носителем этого начала, его проводником и благове-стником в жизнь народов Америки, Сибири и Дальнего Востока и был простой сын сибирского сельского пономаря — величайший проповедник Евангелия — митрополит Иннокентий (Вениаминов).

Перед своей кончиной он просил, чтобы при его погребении не было никаких пышных речей, но чтобы лишь викарий сказал слово на библейский текст: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Думается, что этими словами из Священного Писания лучше всего выражается вся поистине апостольская жизнь этого замечательного человека.

Рассматривая активизацию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XIX и даже XX веке, может создаться впечатление, что она, учитывая её государственное положение, была связана с политическими видами царского правительства, которое, как известно, стремилось расширять и укреплять позиции Православия в стране, как составной части официальной идеологии. Однако подобный взгляд будет довольно односторонним. Эта поистине апостольская деятельность не могла бы осуществляться без подлинного энтузиазма сравнительно немногочисленного отряда православных русских миссионеров, жертвенно служивших свидетельству истины Христовой. При этом инициатива в деле проведения миссионерской работы постоянно исходила от самих церковных деятелей, во главе которых сияет бессмертное имя святителя Иннокентия (Вениаминова), причисленного в 1977 году Церковью к лику святых.

После Октябрьского переворота Святая Церковь в нашей стране многие годы существовала в особом, искусственно созданном, секулярном обществе. Это наложило особый отпечаток и на сам характер свидетельства веры Христовой, который приобретает ныне миссионерские черты, даже тогда, когда речь идёт о посещении больниц, тюрем, учебных заведений, армейских частей и т.д. Сегодня наша Церковь живёт и действует уже во втором тысячелетии своего исторического бытия. Да не оскудеет в ней и далее, по милости Божией и по молитвам святителя Иннокентия, свидетельство веры Христовой и христианской жизни.

1997 г.

<<< Предыдущая страница :: Содержание книги :: Следующая страница >>>


Назад к списку