- 2011.08.20 - "Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу" - Епископ Александр (Милеант)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

2011.08.20 - "Преображение Господне: вольный путь от Фавора на Голгофу" - Епископ Александр (Милеант)

Дата публикации: 20.08.2011

<<< Назад к списку статей

19 августа - Преображение Господне

Незадолго  до  Своих  крестных  страданий  Господь  Иисус  Христос  начал  говорить  Своим  ученикам,  что  скоро  Ему предстоит  пострадать,  быть  распятому  и в третий день воскреснуть. Видя, что они смутились от этих слов, Господь добавил: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Значение этих слов вскоре открылось им, когда Он снова собрал их недалеко от Галилейского озера.

Взяв  с  Собой  трех  апостолов:  Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору. Гора эта не названа евангелистами по имени, но древнее предание указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток  от Назарета. Недалеко  от  этой  горы Иисус Христос провел Свою юность, и, вероятно, не раз поднимался на нее и на ней молился. Высотой почти в один километр гора  Фавор  величественно  возвышается над окрестными равнинами, привлекая к себе взоры путников со всех сторон. С вершины ее открывается вид на Галилейское море  и  реку Иордан,  которые  находятся на восток от нее. От основания и до средины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями.

Восходя  крутыми  тропинками  и  достигнув  ее  вершины,  Христос  оставил учеников отдохнуть, а Сам, отойдя немного  дальше, начал молиться. Утомленные ученики тем временем прилегли на землю и заснули. Пробудившись от яркого света, они увидели своего Учителя в совершенно  необычайном  виде:  Он  был  окружен неземным  светом,  лицо  Его  сияло,  как солнце, одежды были белее снега и также
необычно светились. Рядом с Ним стояли явившиеся  с  неба  ветхозаветные  пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Ним. Озаряемый неземным светом, Петр почувствовал неизреченное блаженство и воскликнул:  «Господи!  Как  хорошо  нам здесь! Сделаем три палатки: Тебе — одну, одну Моисею и одну Илии».

Не успел он закончить своей фразы, как с  неба  спустилось  таинственное  облако, которое  осенило их. Тогда из облака послышался голос Бога Отца, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» Испугавшись, ученики пали ничком на землю. Но Господь, подойдя, коснулся их и сказал: «Встаньте, не бойтесь!»

Поднявшись,  ученики  увидели  только одного Иисуса Христа, но уже в Своем обычном, не преображенном  виде. Моисея и Илии уже с Ним не было. Когда они спускались с горы, Господь приказал ученикам никому ничего не рассказывать об этом видении до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых. Ученики же, не поняв слов Христа, стали спрашивать друг друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?» Значение этих слов они должны были понять позднее, после предстоящих Спасителю крестных страданий. И тогда беседа пророков Моисея  и  Илии  с  Христом  об этих страданиях, как и Его славное преображение, должны были укрепить их веру в Христа. Апостолы думали о страданиях своего Учителя, как о чем-то позорном и недостойном Мессии. А пророки Моисей и Илия  называли  это  Его  «славой,»  потому  что  именно  в  Своих  добровольных страданиях Господь явил всю непостижимую красоту Своей любви к погибающим людям и, одновременно, Свое божественное  могущество  над  мрачным  царством демонов,  которые  держали  людей  в  греховном плену.

Преображение Спасителя было, в первую  очередь,  откровением  «Царства Божия,  пришедшего  в  силе».  Действительно, на Фаворе  впервые  засиял перед людьми  духовный  свет  Божественной природы Христа, до этого времени скрываемый  под кровом  Его  человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов как бы спала пелена, закрывавшая  от них  тот мир, и  они  своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердце наполнил такой несказанный мир и такое блаженство,  какие  они  никогда  до  этого не испытывали.

От сошествия Святого Духа на апостолов и до наших дней многие христиане, в особенности,  святые  приобщались  к фаворскому  чуду  и  удостаивались  чувствовать в  себе  и  видеть  отблески  Божественного света. То всегда были для них незабываемые и счастливейшие моменты их жизни. Но Божественный свет не есть удел только некоторых избранников. Он вселяется в каждого христианина в момент его крещения и с тех пор таинственно пребывает в нем,  руководя  его мыслями и  чувствами. Он усиливается по мере духовного совершенствования христианина и по мере его внутреннего приближения к Богу, что особенно явно осуществляется в таинстве Причащения.

Обычно  в  начале  своего  обращения  к вере, глубокого покаяния или после крещения человек чувствует большой приток духовных  сил,  неизреченную  радость  и легкость, которые делают легким для него христианский  образ  жизни.  Однако  это состояние  недолго  продолжается. Чтобы человек не  расслаблялся и не надмевался своими успехами, от него как бы отнимается чувство радости общения с Богом. Вдохновение уходит, христианская жизнь становится значительно труднее. Это потому, что блаженство предназначено для будущей  жизни.  Однако  Божественный свет  продолжает  пребывать  и  действовать  в  усердном  христианине,  хотя  он  и не  ощущает  этого.  По  временам,  однако, для ободрения и укрепления Господь дает ему почувствовать радость общения с  Собой.  И  это  всегда  незабываемое  состояние, которое  нельзя  объяснить  тем, кто его не испытывал. В сравнении с этим блаженством все земные радости кажутся ничтожными и жалкими.

Господь Иисус Христос обещал, что после этого временного мира начнется вечная  жизнь,  когда  «Праведники  воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф, 13:43).

Автор

Епископ Александр (Милеант)

Источник:

Стенгазета "Православие и мир" от 19 августа 2011 года
Выпуск №33 (87)

Интересно

Православие.Ru

Статистика

Яндекс.Метрика


Назад к списку