- 2012.01.22 - К так называемому дню «Святого Валентина».
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

2012.01.22 - К так называемому дню «Святого Валентина».

Жития святых. Святителя Димитрия Ростовского. Июль
"Жития святых" Святителя Димитрия Ростовского (июль, стр. 121)

19 июля (6 по старому стилю) Святая Церковь отмечает память св. мученика Валентина, который был священником и претерпел мученичество за Христа в середине третьего века.

Святые мученики: Кирин, Валентин, Астерий
Святые мученики: Кирин, Валентин и Астерий

Как известно, в течении трёхсот лет со времени основания Церкви Господом Иисусом Христом и до воцарения Константина Великого все последователи Христа подвергались суровым гонениям со стороны римских императоров. Исполнялось предупреждение об этом Иисуса Христа сказавшего, что «все, последующие за Мной, гонимы будут». История христианской Церкви насчитывает десять таких гонений за первые три века её существования: В I-м веке было гонение от Нерона и Домициана;  во II-м - от Траяна, Адриана и Марка Аврелия; в III-ем от Септимия Севера, Деция, Валериана и Максимина, и наконец в IV-м – от Диоклетиана.

Ненависть язычников к христианам находит свои объяснения: Причина этих преследований заключалась в том что, во-первых, христиане отказывались признавать божественность римских цезарей (вспомним – божественный Юлий, божественный Август, божественный Тит и пр.) и называли Божественным только Иисуса Христа. Во-вторых, становясь христианами, язычники естественно изменяли свой образ жизни. Христианская религия требовала от них не только разрывать с прежними поклонениями Зевсу, Венере, Меркурию, Афродите и т.д., но обязывала, и бороться с этими культами. Через это христиане становились в глазах язычников врагами античных богов. В семейном и домашнем быту люди, становившиеся христианами, естественно начинали удаляться от всех вакханалий и обычаев, которые были связаны со служением языческим богам. Таким образом христианство оказывалось в противоречии с основными законами древнего Рима, касательно религиозной жизни его граждан. Служение в империи языческим богам, например Венере (половая распущенность) или Бахусу (повальное пьянство) рассматривалось как государственное дело и входило в обязанность всех подданных римского императора. Таким образом, языческая религия носила государственный характер. Христианство заняло иное положение. Оно было чуждо поклонению богам Олимпа и принесению им кровавых жертвоприношений и связанных с ними оргий, поэтому прежде всего христиане рассматривались как противники многобожия и как не почитатели культа Цезарей «Уклонение от чествования олимпийских богов есть религиозное преступление» - гласил закон Сената. Вот почему гонение на Христиан было непрекращающимся фактом в течении первых трёхсот лет нашей эры. Эти гонения затрагивали все слои римского общества, в том числе армию (св. великомученик Георгий Победоносец); науку – (Ориген); медицину – (св. великомученик и целитель Пантелеимон) и даже детей (св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София). Юридически над каждым христианином висел Домоклов меч. «Видел я – говорит автор Апокалипсиса, - души убиенных за Слово Божие, и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6.9). Римский писатель того времени Лактанций говорит о печальной участи всех императоров-гонителей Церкви Божией. Однако даже при тех цезарях, которые не выступали открыто против христиан – наместники провинций, прокураторы и проконсулы могли это делать в вверенных им регионах по своему усмотрению безприпятственно. Так например при императоре по имени Антонин Пий (138-161 гг.) который был человек мягкий и доступный для всех и, открыто против христиан не выступавший, всё же в Малой Азии был сожжён христианский епископ Поликарп Смирнский по прихоти местного правителя. Древняя Христианская Церковь сознавала всё величие подвига своих «свидетелей Крови», бережно чествовала их останки (св. мощи) и хранила память о них, помещая сведения о их мученичестве в особых сборниках. Как самые древние и подлинные источники истории христианских мучеников считаются официальные протоколы, хранившиеся в архивах проконсулов и римских судилищах «о допросе и приговорах над христианами». Например мученичество св. Игнатия Богоносца сохранилось в двух редакциях и ныне издано в «истории ранних отцов христианской Церкви». (Брюссель. 1988г.).

Древнеримский император Клавдий Второй Готский (268-270гг.) так же равнодушно относился к ранним христианам не издавая против них никаких указов. Но именно в его правление в Риме был схвачен и брошен в темницу пресвитер (т.е. священник) Валентин, по прихоти, языческого чиновника Кальпурния. Сидя в тюрьме, пресвитеру Валентину, благодаря его проповеди, удалось крестить несколько десятков заключённых. Узнав об этом языческий чиновник, донёс Клавдию о нарушении Валентином римских законов. Император лично велел привести к себе на суд пресвитера Валентина, а также крещёных им Аввакума, Марина, Марфу, Авдифакса, Кирина и Астерия. После допроса он отдал приказание прежде всего без пощады избить святого Валентина палками и после этого отсечь ему мечём голову. Затем были подвергнуты казни и остальные мученики. Это происходило в Риме 19 июля (6 июля по старому стилю) 269 года.

Церковь прославила этих мучеников в лике святых угодников Божиих. Однако, после отпадения в середине XI века римо-каталицизма от Православия, многие святые были вычеркнуты из диптихов мучеников. Более того, постепенно был затушован образ св. апостола Павла, как одного из основателей Римской церкви. Была оклеветана св. Мария Магдалина, якобы, бывшая блудница, хотя в Евангелии об этом нет даже и намёка. Из списков св. отцов I-го Вселенского Собора был вычеркнут даже св. Николай Чудотворец, хотя древние источники свидетельствуют о его присутствии на этом Соборе. Дальше-больше. Начиная с XI-го века, в католицизме появляются так называемые «стигматы» - кровавые пятна на руках и ногах, доводящих себя до исступления изуверов, хотя в I-м тысячелетии этого не было и в помине. Затем клевете подвергаются многие святые ранней христианской Церкви, а почитаются только прославленные лично Римским Папой.

Не избежал этой участи и святой мученик Валентин. Ему приписали сан епископа (а значит монаха), хотя в то время в Риме епископом был Каллист. Сочинили байку о его плотской связи с молодой блудницей (а значит это день любви) и перенесли его память с июля на февраль. Ложь эта была с возмущением отвергнута в православных странах, а именно в Болгарии, Греции, Румынии, на Кипре и в Грузии. Тогда объектом лже-духовной агрессии выбрали Россию, причём в очень тяжёлое для неё время ельцинского правления. Средствами массовой информации байка стала раскручиваться с поразительной быстротой и к сожалению нашла своих адептов.

Однако сегодня наша молодёжь уже поняла, в чём дело и с презрением отвернулась от так называемых «валентинок». Только торгаши печалуются о падении доходов от столь выгодной торговли «красными сердечками».

Причём на Западе не скрывали тогда, что в голодной России в то время всё это быстро привьётся – ведь именно там есть «Поле чудес». (Как известно из сказки «Золотой ключик», такое поле может быть только в «стране дураков»).

Достойный ответ дал на эту клевету наш современный русский писатель Валентин Распутин (Иркутск). Он сказал, что «у нас есть Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское поле. А «поле чудес» не у нас, а у вас». И пусть каждый подумает, о ком говорил наш замечательный соотечественник.

Протоиерей Леонид Константинов
Николо-Иоасафовский собор г. Белгород
22.01.2012г.


 


Назад к списку